Почемучка

Младший дошкольный возраст – это период «почемучек». Ребенок все хочет знать, понять, осмыслить. Он часто (порой по нескольку раз) задает один и тот же вопрос. Не стоит гневаться, ведь повторно ребенок задает вопросы только потому, что хочет еще и еще раз убедиться, что понял все правильно.

Обстоятельные ответы на все его «почему» содействуют обогащению словарного запаса.

«Почему крокодилы кусаются?» «Почему кукла не ест яблоки?» «Почему кошки не носят сандалии?» «Почему у цветков нет ни рук, ни ног?» «А почему …?»

Позиция молчаливого скромного созерцания его уже не устраивает. Он хочет знать о мире все, отсюда его бесконечные «почему».

Трудно остаться терпеливыми родителями в «возраст вопросов». Не успеете перевести дух, ответив на его вопрос, как он снова вставляет свое «почему».

Порой хочется отмахнуться, а то и прикрикнуть на маленького инквизитора, но ведь его вопросы не безделица. Ребенок сосредоточенно трудится над созданием собственной картины мира. Как же не помочь ему в этом?!

Попробуйте выработать свою особую, дипломатическую тактику поведения, чтобы достойно выдержать град вопросов.

Едва научившись произносить слова, он одновременно предпринимает попытку кое-что разузнать. Неутомимо показывая пальчиком на вещи, что его окружают, спрашивает: «Это что?»

Нередко дети доводят «до белого каления» только потому, что не умеют сформулировать вопрос. Попытайтесь разрядить эту ситуацию, подсказывая вариант вопроса.

Дети слишком мало знают, чтобы самим осознать все, что происходит вокруг них. Они убеждены, что все в мире существует для чего-то. На вопрос: «Зачем это дерево высокое?», наверное, наиболее разумно ответить так: «Оно высокое, мой друг, потому, чтобы тебе захотелось поднять голову, посмотреть на его верхушку и облака, плывущие над ней».

Он обязательно помолчит какое-то время, чтобы осознать сказанное вами, а вы чуть отдохнете.

Всегда отвечайте на детские вопросы откровенно и с наибольшей степенью объективности, доступной для его восприятия. Когда ребенок задает вам «щекотливый» вопрос, им движет всего лишь любопытство. Для малышей нет закрытых тем. Это для нас с вами вопрос«Откуда берутся дети?» является самой сокровенной тайной. Возьмите пример с малыша и отвечайте ровным, естественным голосом. Вы ведь не делаете особого секрета из того, что цыпленок появляется из яйца, а морковка – из семечка…

Будьте готовы проявить фантазию. Ваш способный ребенок может использовать такой неожиданный ход мыслей, что любой ваш ответ прозвучит как полуправда. Один маленький мальчик заставил взрослых задуматься над вопросом «Чем косточка цыпленка отличается от кости динозавра?». Серьезные люди дали разные умные ответы. «Неправда, – возразил мальчик. – Просто одна из них меньше. И все».

Лучше самого хорошего ответа на вопросы таких детей может быть встречное предложение подумать вместе.
— Что едят зайцы?
— Давай подумаем, что они могут найти в лесу или в поле!

У вас в запасе еще есть дипломатический ход – поинтересоваться у «почемучки», а что он сам думает по этому поводу. Возможно, ребенок позабавит вас своими рассуждениями, а может, вы получите на удивление разумный ответ. Это позволит вам передохнуть минуту-другую, но главное – вы предоставите ребенку возможность стать собеседником, следовательно, думать.

Иногда наши вопросы помогают детям установить связь между идеями и предметами, иногда подталкивают, чтобы выказывать свои чувства и мысли, а порой вопрос, заданный вовремя, способен привести ребенка к настоящему открытию.

Постарайтесь избежать кажущейся простоты. Детям с самого начала необходимо изведать сложность жизненных ситуаций, чтобы они были подготовлены к столкновению с путаницей и непостоянством реальной жизни. Даже самого маленького ребенка можно спросить о том, чем похожи и чем отличаются вещи, предметы: «Чем похожи мячик и апельсин?» «Почему ты сказал, что они разные?» «Если стакан упадет со стола, что с ним случится?» «Что из этого ты положишь в две разные кучки: шапочку, панамку, сандалии, ботинки?»

Позвольте воображению детей забираться все дальше и дальше. Во время прогулок в лес, на озеро уместно спросить: «На кого из животных похоже плывущее облако?» «Если бы озеро было столом, чем бы тогда были лодки?»

Ответы могут быть самыми невероятными, но сами вы обязательно испытаете чувство счастья, видя, как пытлив его ум. И это ваш ребенок!

 

23 апреля, 2017 by