Чтение – это своеобразный, довольно сложный интеллектуальный процесс, когда человек становиться вовлеченным в синтез кодов (букв) и анализ распознаваемого материала. Этот процесс требует достаточной усидчивости, концентрации внимания, в зависимости от направленности литературы, может требовать затрат эмоций и чувств.
Данный процесс является новым и достаточно сложным для ребенка и требует максимального участия родителя. С развитием научно технического прогресса, «живые» книги, с переплетом и картинками отошли на второй план, стали своеобразным мусором. Но, если взрослый человек, который уже способен к анализу, синтезу, к абстрактным формам мышления, имеет критичный ум, достаточно воображения, фантазий, то маленький ребенок не способен к этому.
Один из способов научить ребенка всему этому – это научить читать и привить любовь к этому умению.
Для совсем маленького ребенка, начиная с двух лет, важность чтения не в самом чтении, малыш может еще не до конца понимать смыслов и не уметь концентрироваться, его внимание очень зыбко и хватает всего на несколько страниц. Важность чтения для крохи прежде всего в контакте со взрослым, который в течение какого-то времени сидит рядом, ничем не занят, не на что не отвлекается, его глаза доступны малышу.
Во-вторых, родитель дает эмоции, ведь детские книги очень просты, банальны, но всегда требуют большого включения, прежде всего эмоционального. Даже ту же сказку про Колобка, каждая мама прочтет очень вдохновенно, по ролям, а может даже и сопровождая действиями. И, наконец, детские книги всегда красочные, яркие, они напитывают малыша образами, развивают воображение и дают новые представления.
Обучение чтению дошкольников.
Если дошкольнику читает взрослый, и это развивает в нем усидчивость, воображение, способность слышать, возможность общаться со взрослым, задавать вопросы, сопереживать героям вместе с родителем, то ребенок младшего школьного возраста по мимо всех выше перечисленных моментов, может испытывать удовольствие и гордость от того, что он что-то делает сам, как взрослый. Чаще всего, дети, которые учатся читать, не понимают прочитанного, но зато они невероятно горды новому умению.
Ребенок, который идет в первый класс, по нормам школьным уже должен уметь читать и тут чаще всего у родителей начинаются проблемы. Во-первых, детям может трудно даваться сам процесс обучения чтению, во-вторых, в возрасте с 4-7 лет дети с одной стороны невероятно инициативны, с другой стороны довольно протестны.
Как мотивировать дошкольника к чтению?
Для детей 4-7 лет лучший способ мотивировать к действию — это сделать так, чтобы чтение было инициативой самого ребенка. При норме развития, при хороших отношениях в семье, при достаточном контакте ребенка с родителями, при удовлетворении всех основных потребностей, приблизительно в возрасте 5 лет, каждый ребенок выражает сам желание к обучающей деятельности, они любят играть в школу, хотят писать и пробуют складывать буквы.
Так вот, самый безобидный способ — присоединиться к синзитивному (период наибольшей чувствительности к чему-то) периоду ребенка и начать играть в школу, обучая письму и пробуя обучать чтению. При этом не так важно, какую методику обучения выберет родитель, важно, какие эмоции при этом будут испытывать оба участника процесса. Будьте терпеливы, не исправляйте слишком часто ошибки, не ругайте!!! Чаще хвалите, хвалите за сам процесс и даже за попытку заняться чтением: «Ты посмотрел на эту книгу уже несколько раз, кажется, ты хочешь ее взять в руки!! Если тебе нужна будет моя помощь, я с радостью присоединюсь…».
Можно так: «Ты сегодня так радостно и громко читал слова, у тебя выходит уже очень здорово». Ребенку важны ваши эмоции и положительные подкрепления. Чтение не должно быть повинностью или наказанием. Ни в коем случае нельзя наказывать чтением за плохие проступки, нельзя лишать чего-то приятного во имя чтения. Само чтение должно быть целью и наградой, а не наоборот: «Почитаем 20 минут и куплю тебе подарок!!!».
Выбирайте книги легкие, понятные, для ребенка все также важны картинки в этом возрасте, хотя они и отвлекают от самого процесса обучения, но зато являются прекрасным стимулом к тому, чтобы взять книгу в руки. Также важно, чтоб ребенок и родителя видел читающим, заинтересованным, пусть даже это будет не каждый день, ребенок берет пример с родителей, хочет во всем ему подражать, быть «как папа» или «как мама».
Помните, дети – это наше зеркало!!! Что они видят в нас, так и поступают сами.