Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Как ускорить процесс постановки и автоматизации звуков? Как помочь будущему первокласснику и предотвратить орфографические ошибки на письме? 

Такие вопросы волнуют многих родителей.

Развитие фонематические процессы – один из базисов устной и письменной речи.

Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

В процессе развития фонематического слуха сначала формируется способность различать неречевые звуки (звук дождя, моря, птиц и т.д.), а затем – способность различать речевые звуки (например, различать голос мамы и папы).

При высоком уровне сформированности фонематического слуха дети начинают достаточно рано слышать ошибки в чужой речи, а затем и в собственной. У детей развивается:

  • способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
  • способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна, насос).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения. Основа развития фонематический процессов — сформированный фонематический слух.

Ступени формирования фонематического восприятия, которые развиваются в процессе обучения:

  • первая – уметь узнавать звук в слове;
  • вторая – выделять первый и последний звук в слове;
  • третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения навыков письма и чтения.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ так же формируется в процессе обучения.

Фонематический анализ включает в себя:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий — глухой).

Фонематический синтез представляет собой способность соединять части в целое (с, к, о – сок). 

ЭТАПЫ РАБОТЫ И ПОДБОРКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ:

  1. ЭТАП – узнавание неречевых звуков

Игра «Что звучало?»

На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед ребенком лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.

Игра «Кто кричал?»

На столе стоят 3-4 игрушки домашних животных. Взрослый подражает голосу каждого животного поочерёдно. Просит ребёнка закрыть глаза. Подает голос как один из животных. Просит открыть глаза и назвать (показать) того, кто кричал.

Игра «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок из 2 (3-х) хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 ЭТАП – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

Игра «Скажи, как я»

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

3 ЭТАП – различение слов, близких по своему звуковому составу

Игра «Светофор»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

Игра «Хлопни – топни»

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

  • дом – ком; танк – кубик; майка – сайка; куст – банан; тучка – ручка;
  • Таня – Ваня; карета – нота; жар – пар; карта – книга; палка – галка.

Игра «Исправь ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Игра «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

  • Грач – грач – врач – грач
  • Ласточка – ласточка – точка – ласточка
  • Дрозд – дрозд – хвост – дрозд
  • Скворец – скворец – дворец – скворец
  • Шар – жар – веник –  пар

4 ЭТАП — дифференциация слогов.

Игра «Сигнальщик»

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.

Игра «Повторюшки»

  • Смена ударного слова: та — та – тА; тА – та – та; та – тА – та.
  • С общим согласным и разными гласными: да-да-до; вы-ва-ву.
  • С общим гласным и разными согласными: та-ка; па-ма.
  • С парными звонкими-глухими согласными сначала 2, затем 3 слога: па-ба; та-да; па-па-ба.
  • С парными твёрдыми – мягкими согласными: па-пё; ма-мя; ту-тю.

Игра «Прохлопай слово»

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

5 ЭТАП – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

Игра «Повторялки»

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.

Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

  • Коса прыгнула через забор.
  • Колова даёт вкусное молоко.
  • Рошадь жуёт сочную траву.
  • Кочка ловит мышку.
  • Собаха сторожит дом.
18 апреля, 2024 by