Как ускорить процесс постановки и автоматизации звуков? Как помочь будущему первокласснику и предотвратить орфографические ошибки на письме?
Такие вопросы волнуют многих родителей.
Развитие фонематические процессы – один из базисов устной и письменной речи.
Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
В процессе развития фонематического слуха сначала формируется способность различать неречевые звуки (звук дождя, моря, птиц и т.д.), а затем – способность различать речевые звуки (например, различать голос мамы и папы).
При высоком уровне сформированности фонематического слуха дети начинают достаточно рано слышать ошибки в чужой речи, а затем и в собственной. У детей развивается:
- способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
- способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна, насос).
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения. Основа развития фонематический процессов — сформированный фонематический слух.
Ступени формирования фонематического восприятия, которые развиваются в процессе обучения:
- первая – уметь узнавать звук в слове;
- вторая – выделять первый и последний звук в слове;
- третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения навыков письма и чтения.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ так же формируется в процессе обучения.
Фонематический анализ включает в себя:
- определение порядка звуков в слове;
- выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий — глухой).
Фонематический синтез представляет собой способность соединять части в целое (с, к, о – сок).
ЭТАПЫ РАБОТЫ И ПОДБОРКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ:
- ЭТАП – узнавание неречевых звуков
Игра «Что звучало?»
На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед ребенком лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.
Игра «Кто кричал?»
На столе стоят 3-4 игрушки домашних животных. Взрослый подражает голосу каждого животного поочерёдно. Просит ребёнка закрыть глаза. Подает голос как один из животных. Просит открыть глаза и назвать (показать) того, кто кричал.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок из 2 (3-х) хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
2 ЭТАП – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
Игра «Скажи, как я»
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
3 ЭТАП – различение слов, близких по своему звуковому составу
Игра «Светофор»
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
Игра «Хлопни – топни»
Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
- дом – ком; танк – кубик; майка – сайка; куст – банан; тучка – ручка;
- Таня – Ваня; карета – нота; жар – пар; карта – книга; палка – галка.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
Игра «Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
- Грач – грач – врач – грач
- Ласточка – ласточка – точка – ласточка
- Дрозд – дрозд – хвост – дрозд
- Скворец – скворец – дворец – скворец
- Шар – жар – веник – пар
4 ЭТАП — дифференциация слогов.
Игра «Сигнальщик»
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
Игра «Повторюшки»
- Смена ударного слова: та — та – тА; тА – та – та; та – тА – та.
- С общим согласным и разными гласными: да-да-до; вы-ва-ву.
- С общим гласным и разными согласными: та-ка; па-ма.
- С парными звонкими-глухими согласными сначала 2, затем 3 слога: па-ба; та-да; па-па-ба.
- С парными твёрдыми – мягкими согласными: па-пё; ма-мя; ту-тю.
Игра «Прохлопай слово»
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
5 ЭТАП – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игра «Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
Игра «Повторялки»
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.
Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
- Коса прыгнула через забор.
- Колова даёт вкусное молоко.
- Рошадь жуёт сочную траву.
- Кочка ловит мышку.
- Собаха сторожит дом.