Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста «Космос»

«Подбери словечко»

Просим подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

человек, который считает звезды- звездочет,

Космический корабль летящий к звездам- звездолет,

Скопление звезд на небе- созвездие,

Момент, когда звезды «падают»— звездопад,

Небо, на котором много звезд?- звездное,

небо на котором нет звезд?- беззвездное

Бывает большая звезда, а бывает маленькая — звездочка.

«Помоги Лунтику собрать звезды»

Цель: Учить детей образовывать цепочку однокоренных слов.

Ход: Дети к предложенной картинке подбирают цепочку однокоренных слов.

Космос- космонавт, комический, космонавтика, космодром.

Луна- лунный, Лунтик, луноход, лунатики…

Марс- марсиане, марсоход,.

Планета- инопланетяне, инопланетный, планетарий.

Солнце- солнышко, солнечный, солнцеворот

Метеорит- метеоритный, метеор

Звезда- звездный, звездочка, звездочет, звездолет

«Объяснялки»

Цель: Учить детей образовывать сложные слова. Формировать умение строить простые и сложные предложения. Развивать объяснительную речь.

Ход: Детям предлагают угадать, образовать как называется слово из предложенных слов.

Ходит по луне- луноход

Ходит по марсу –марсоход

Аэродром для космических кораблей- космодром

Человек, который считает звезды –звездочет

Машина, летящая к звездам- звездолет

«Помоги астроному найти одинаковые предметы»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить сходства, различия. Учить выражать в речи результаты сравнения. Упражнять в употреблении предложений с союзом –а-.

Ход: Вниманию детей предлагается карта звездного неба, галактики. Дети должны найти два одинаковых предмета, рассказать, чем они похожи, чем отличаются другие предметы (планеты, созвездия, космические корабли, спутники)

«Самая-самая…»

Дети берут по одной звездочке и по очереди подбирают эпитеты. (Моя звездочка самая… яркая, блестящая, маленькая, светлая, далекая и т. д.)

«Скажи наоборот»:

Взлетать – приземляться.

Ярко –.

Прилететь –.

Далеко –.

Высоко –.

Темно –.

«Что не так?»

Земля – спутник Луны.

В космос летают на вертолете.

Скафандр – это зимняя одежда.

Подбери парное слово

Самолет – летчик, ракета –. (космонавт).

Вверх – взлет, вниз –. (посадка).

Самолет – аэродром, космический корабль –. (космодром).

Продолжи предложение

В космосе много планет,…….

В Солнечной системе есть планеты: Земля, Луна,…

Измени по образцу

Солнце – солнечный.

Космос –.

Спутник –.

Земля –.

Звезда –.

Луна –.

Орбита –.

Пальчиковая гимнастика «Космонавт». (Развитие мелкой моторики)

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)

День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)

Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)

Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)

Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)

Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)

Физкультминутка «Космонавт» (Развитие общей моторики)

Я хочу стать космонавтом, (поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете (соединить руки над головой)

И открою все планеты! (обвести руками большой круг)

Астрономическая считалка

«Лунный звездочет» А. Усачева:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

А девятым был Плутон,

Кто не верит — выйди вон.

9 апреля, 2019 by