«Подбери словечко»
Просим подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
человек, который считает звезды- звездочет,
Космический корабль летящий к звездам- звездолет,
Скопление звезд на небе- созвездие,
Момент, когда звезды «падают»— звездопад,
Небо, на котором много звезд?- звездное,
небо на котором нет звезд?- беззвездное
Бывает большая звезда, а бывает маленькая — звездочка.
«Помоги Лунтику собрать звезды»
Цель: Учить детей образовывать цепочку однокоренных слов.
Ход: Дети к предложенной картинке подбирают цепочку однокоренных слов.
Космос- космонавт, комический, космонавтика, космодром.
Луна- лунный, Лунтик, луноход, лунатики…
Марс- марсиане, марсоход,.
Планета- инопланетяне, инопланетный, планетарий.
Солнце- солнышко, солнечный, солнцеворот
Метеорит- метеоритный, метеор
Звезда- звездный, звездочка, звездочет, звездолет
«Объяснялки»
Цель: Учить детей образовывать сложные слова. Формировать умение строить простые и сложные предложения. Развивать объяснительную речь.
Ход: Детям предлагают угадать, образовать как называется слово из предложенных слов.
Ходит по луне- луноход
Ходит по марсу –марсоход
Аэродром для космических кораблей- космодром
Человек, который считает звезды –звездочет
Машина, летящая к звездам- звездолет
«Помоги астроному найти одинаковые предметы»
Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить сходства, различия. Учить выражать в речи результаты сравнения. Упражнять в употреблении предложений с союзом –а-.
Ход: Вниманию детей предлагается карта звездного неба, галактики. Дети должны найти два одинаковых предмета, рассказать, чем они похожи, чем отличаются другие предметы (планеты, созвездия, космические корабли, спутники)
«Самая-самая…»
Дети берут по одной звездочке и по очереди подбирают эпитеты. (Моя звездочка самая… яркая, блестящая, маленькая, светлая, далекая и т. д.)
«Скажи наоборот»:
Взлетать – приземляться.
Ярко –.
Прилететь –.
Далеко –.
Высоко –.
Темно –.
«Что не так?»
Земля – спутник Луны.
В космос летают на вертолете.
Скафандр – это зимняя одежда.
Подбери парное слово
Самолет – летчик, ракета –. (космонавт).
Вверх – взлет, вниз –. (посадка).
Самолет – аэродром, космический корабль –. (космодром).
Продолжи предложение
В космосе много планет,…….
В Солнечной системе есть планеты: Земля, Луна,…
Измени по образцу
Солнце – солнечный.
Космос –.
Спутник –.
Земля –.
Звезда –.
Луна –.
Орбита –.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт». (Развитие мелкой моторики)
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
Физкультминутка «Космонавт» (Развитие общей моторики)
Я хочу стать космонавтом, (поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете (соединить руки над головой)
И открою все планеты! (обвести руками большой круг)
Астрономическая считалка
«Лунный звездочет» А. Усачева:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
А девятым был Плутон,
Кто не верит — выйди вон.