Сказкотерапия для малышей 

Сказкотерапия для малышей 

раннего возраста.

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка.

Возможности сказки неисчерпаемы. Ребенок учится благодаря сказке постигать жизнь, побороть страхи и капризы, развивать волю и смелость.

Сказка учит, сказка “лечит”, сказка помогает.

“Сказкотерапия”  — уникальный метод работы с внутренним миром ребенка


Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:

  Загадки.

Его из теста испекла

Бабушка для деда,

Но на окошке не нашла,

Ушёл он до обеда (Колобок).

Что за домик у дорожки,

 Разноцветные окошки.

Звери в домике живут,

 Как же домик тот зовут? ( Теремок)

Чтобы урожай собрать,

Дедушке прищлось позвать

Бабку, внучку, Жучку, кошку

Да еще мышонка крошку.

Так в земле сидела крепко

Желтая большая…(Репка)

Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее,-ответь,-

Быстрыми шагами?

А несет е медведь

Вместе с пирогами.

Путь не близкий, дальний путь,

Хочет мишка отдохнуть.

Только Маша не дает на пенек присесть

И румяный пирожок по дорожке съесть.

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это…(“Маша и медведь.”)

Жили-были семь козлят, белых маленьких ребят.

Мама их любила, молочком поила.

Тут зубами щелк да щелк появился серый волк.

Шкуру белую надел, нежным голосом запел.

Как коза запел тот зверь: “Отоприте, детки, дверь”

Мы ответим без подсказки, кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки …(“Волк и семеро козлят”).

Физминутки по сказкам.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)


                  Вот ее мы посадили (наклониться)
                И водой ее полили (имитация движения)
                Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
                А теперь ее потянем (имитация движения)
                И из репы кашу сварим (имитация еды)
              И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)


Мы славная  семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»

  Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. 

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Дидактические игры

 «Чья песенка?»  (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

“На сметане мешен, на окошке стужен..” “Колобок”

“Это что за теремок? Он не низок не высок.” “Теремок”
                   

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»   
                                                                           Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок».                    Сказка «Маша и медведь»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

“Я от бабушки ушел, от дедушки ушел”

“Кто, кто в теремочке живет?

“Кто где живет”

“Разрезные картинки”

“Из какой  сказки предмет”

Показываю детям предметы: кувшин с молоком (“Волк и семеро козлят”),

домик-теремок,  пирожок, корзинка  и др.

ИГРА  «Чьи слова?»

Задание: «Кто говорит эти слова?”

“ Я от бабушки ушел и от дедушки ушел.” — Колобок

“Не садись на пенёк, не ешь пирожок” — Маша.

“Кто сидел на моем стуле и сломал его?” – Мишутка

“Козлятушки,  ребятушки, ваша мама пришла, молочка принесла.” – Коза

ИГРА . 

«Отгадай сказку».

Задание: Перечисляем персонажей сказки — дети отгадывают и называют сказку.

Мышка, заяц, лягушка, лиса, волк, медведь.

Доктор Айболит, бегемот, акула, заяц.

Бабка, дед, внучка, кошка, Жучка. Мышка.

СКАЗОЧНАЯ  ПУТАНИЦА.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее,  преодоление трудностей проходит легче.

 Артикуляционная гимнастика
 

 « Колобок»

 Тесто жмём, жмём, жмём (лёгкое прижимание губами).

После скалочку возьмём,

 Тесто раскатаем ( проталкивание языка между зубами).

Тесто мнём, мнём, мнём ( лёгкое покусывание языка).

Выпекать колобок в печку мы поставим.

                        (распластать язык на нижней губе).

1,2,3,4,5 – не пора ли вынимать.

                                     Сказка « Весёлый язычок».                                        

                                                                                           Язычок наш не скучает

В доме сказки сочиняет.

Он нам сказочку расскажет

                                                                                  И картинки все покажет.

Язык в ротике живёт

Никогда не устаёт.

Любит он по утрам 

Просыпаться по часам. 

Тик – так, тик – так. 

Ходят часики  — вот так!

По утрам он чистит зубки,

Любит песенки и шутки.

         А на завтрак ест блины.

        Блин мы ели с наслажденьем,

           Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко помечта

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК

       Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус,

 развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр,

также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков,

что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки,

 также можно нарисовать героев сказок на подушечках

 пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми

«Пальчики играют — речь развивают»

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

                                      « Сказки на кончиках пальцев»

Сказка « Репка» в стихах.

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку:

« Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собака Жучка,

Где же кошка, мышка – крошка.»

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка! 

« Курочка Ряба»

Курочка Ряба бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду.

 Били яичко баба и дед, 

Но не смогли разбить на обед.

Мышка – норушка мимо бежала,

Яичко смахнула, оно и упало.

 Плакали горько баба и дед

Яйцо ведь разбилось, пропал их обед.

С тех пор уже Ряба бабе и деду

Несёт лишь простые яйца к обеду.

Сказка «Колобок»

Дед и баба дружно жили,

Колобка слепить решили.

На сметане был мешён,

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

От лисы уйти не смог,

Сел лисичке на носок. 

Сказка « Теремок»

В чистом поле теремок – теремок,

Был не низок, не высок, не высок.

Звери разные в нём жили.

Жили дружно не тужили.

Там и мышка и лягушка,

Рыжая лиса – подружка,

Зайка быстрый, серый волк,

В дружбе знали они толк.

Но набрёл на теремок, теремок

Мишка бурый, косолапый,

Раздавил он теремок, теремок,

Своей толстой, толстой лапой.

Пальчиковая гимнастика .

“Репка”.

В огороде дедка репку посадил

И водой из лейки репку он полил.

Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.

Выросла репка всем на удивление

Большая-пребольшая, всем хватит угощения.

                                             “Курочка Ряба”

Курочка Ряба бабе и деду яйцо золотое снесла к обеду.

Били яичко баба и дед,

Но не смогли разбить на  обед.

Мышка-норушка мимо бежала,

Яйцо смахнула, оно и упало.

Плакали горько баба и дед.

Яйцо их разбилось, пропал их обед.

С тех пор уже Ряба бабе и деду 

Несет лишь простые яйца бабе и деду.

Игры инсценировки на основе сказок.

Сказку любят все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказку можно почитать,

Но лучше в сказку поиграть!

Инсценировка  является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок играет  роль  сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.  

Инсценировка  используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки. 

Чтобы сказки не обидеть,

 Надо их почаще видеть, 

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.! 

16 июня, 2022 by