Как только с полей сходит снег, начинаются весенние работы. Много забот у людей весной. Весна – самое горячее время года для земледельцев. В народе говорят: «Если весну проспал, зимой голодать будешь». Вот и трудятся люди на селе весной с раннего утра до позднего вечера. Вносят удобрения в почву, вспахивают (боронуют) землю на полях. Поля засевают зерновыми растениями: это пшеница, рожь, овёс, рис и кукуруза. Сеют семена овощных культур, высаживают картофель. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.
В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми растворами, чтобы отпугнуть насекомых-вредителей. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. В садах, парках, на улицах подрезают деревья и высаживают молодые деревья. На клумбах высаживают красивые цветы.
В парках, садах, скверах, около домов люди граблями сгребают прошлогодние листья, ветки, мусор. Много труда вкладывают люди. Работают в поле и в огороде, в садах и парках, во дворе и возле дома. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.
Отгадай загадки
Проползла во двор змея черная и длинная,
Огород наш поливала, на работе не зевала.
(шланг)
Смастерили из досок и надели поясок,
И хранит посуда эта с грядки собранное лето.
(бочка)
Два братца пошли в речку купаться.
Один купается, другой на берегу дожидается.
На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут.
(ведра)
Стоят в один ряд острые цап-царапки.
Удобно сгребать ими мусора охапки.
(грабли)
Из железа тучка, а у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.
(лейка)
Землю копала, грядки ровняла,
Ручейки прорывала и ничуть не устала.
(лопата)
Дидактическая игра «Один – много»
Лопата – много лопат.
Теплица – много …
Грядка – много …
Огород – много …
Сад – много …
Парник – много …Упражнение «Скажи со словом «весенний»
Взрослый задает вопрос, ребёнок подбирает слова и отвечает словосочетанием.
— Про что можно сказать «весенний»? – весенний день, цветок, месяц, дождь, гром, лист…
— Про что можно сказать «весенняя»? – весенняя погода, пора, куртка, капель… — Про что можно сказать «весеннее»? – весеннее небо, настроение, солнце… — Про что можно сказать «весенние»? – весенние дни, месяцы, цветы, дожди, ручьи…
Игра «Назови ласково»
Образец: Сад. А ласково его как назовём? – садик.
Аналогично со словами: огород, грядка, клумба, цветы, дерево.
Упражнение «И я буду…»
Взрослый начинает предложение, а ребёнок договаривает его
Один весенний цветок – два весенних цветка – … – пять весенних цветков.
Одна перекопанная грядка – две перекопанные грядки – … – пять перекопанных грядок.
Развитие связной речи
1) Прочитайте ребёнку рассказ. Предложите ему ответить на вопросы по прочитанному. Затем прочитайте рассказ еще раз и предложите ребёнку самому составить пересказ.
ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ.
(по Т. Шорыгиной)
Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима с запасами.
Вопросы:
1) Что делают люди в саду?
2) Что делают люди в огороде?
3) Для чего они все это делают?
2) Дидактическое упражнение «Составь предложения с парами слов».
Копать – грядка.
Поливать – теплица.
Сажать – рассада.
3) Предложите ребёнку рассмотреть картинку. Составьте вместе с ним рассказ.