Что должен знать и уметь ребёнок к окончанию обучения в подготовительной группе?

Picture background

Словарный запас:

1) Может использовать в речи:

  • Синонимы

Чтобы оценить, может ли ребенок подбирать  и употреблять синонимы, поиграйте с ним в игру «Скажи наоборот».

Большой мяч – а наоборот какой? – маленький.

Также со следующими словосочетаниями:

Весёлая девочка – грустная девочка.

Короткий шарф – длинный шарф.

Тёплый день – холодный день.

Здоровая девочка – больная девочка.

  • существительные с обобщающими значениями.

Сыграйте в игру «Назови одним словом»

Смородина, рябина, земляника, вишня – это всё что? Как назовём одним словом? – ягоды.

Самолёт, автобус, корабль, грузовик – транспорт.

Комар, муха, пчела, стрекоза – насекомые.

Кошка, собака, корова, лошадь – домашние животные.

Заяц лиса, волк, медведь – дикие животные.

Водитель, повар, лётчик, художник – профессии.

Молоко, хлеб, колбаса, сыр – продукты.

2) Может подбирать антонимы 

Сыграйте с ребенком в игру «Подбери словечко»

Мама отправилась на праздник. Она нарядная. Как еще скажем, какая мама?  — красивая, праздничная, …

3) Может использовать разные части речи точно по смыслу.

Звуковая культура речи:

1) Может различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

2) Может внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

3) Развит фонематический слух:

  • может определять наличие или отсутствие звука среди других звуков/слогов/слов;

Сыграйте с ребёнком в игру «Хлопни, когда услышишь звук».

Я буду называть тебе звуки/слоги/слова. А ты хлопай, когда услышишь звук С.
З, сь, с, ф, с, ш, с, ф, сь, сы, оф, шу, со, озы, иса, уфы, усо, коза, фата, песок, шапка, фонтан, мешок, пассажиры.

  • называть слова с определенным звуком (игра «Назови слова со звуком Л»);
  • находить слова с этим звуком в предложении (взрослый читает рассказ, а ребенок запоминает и называет слова с заданным звуком);
  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Грамматический строй речи:

1) Может согласовывать существительные с числительными.

Дидактическая игра «Весёлый счёт»

Предложите ребенку посчитать предметы:

Одна лопата – две лопаты – пять лопат.

Один стул – два стула – пять стульев.

Один цветок – два цветка – пять цветков.

2) Может образовывать существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сыграйте с ребёнком в игру «Назови ласково».

Цветок, а ласково как назовём? – цветочек.

Роза – розочка.

Солнце – солнышко.

Платье – платьишко.

Кружка – кружечка.

Дерево – деревце.

3) Может образовывать относительные прилагательные.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Предложите ребёнку выполнить следующее задание:

Мяч из резины какой? – резиновый.

Бочка из дерева какая? – деревянная.

Банка из стекла какая? – стеклянная.

4) Может образовывать притяжательные прилагательные.

Дидактическая игра «Чей? Чьё? Чья?»

Хвост лисы чей? – лисий.

Лапы волка чьи? – волчьи.

Ухо медведя чьё? – медвежье.

5) Может образовывать приставочные глаголы (шёл: пришёл, перешёл, подошел и т.д.).

Сыграйте с ребёнком в игру «Доскажи словечко»

Взрослый произносит незаконченное предложение, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.

На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)

Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)

Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)

Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)

Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)

Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)

Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)

6) Может образовывать однокоренные слова.

Сыграйте с ребёнком в игру «Подбери родственные слова».

Образец: Трава – травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник…

7) Может использовать в речи сложные предложения разных видов (сложно-сочинённые, сложно-подчинённые).

Связная речь:

1) Может отвечать на вопросы и задавать их. 

2) Может самостоятельно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста. 

3) Может оставлять рассказы о предмете/ по картине/ по серии сюжетных картинок. 

4) Может составлять рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала. 

5) Может строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.

Подготовка детей к обучению грамоте:

Может:

  • составить предложение из 2-4 заданных слов.
  • расчленить простые предложения на слова с указанием их последовательности.
  • делить слова на слоги,
  • составлять слова из слогов,

Ребёнок знает буквы. Может соотнести звук с буквой.

Может читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

22 мая, 2024 by