Мама отправилась на праздник. Она нарядная. Как еще скажем, какая мама? — красивая, праздничная, …
3) Может использовать разные части речи точно по смыслу.
Звуковая культура речи:
1) Может различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
2) Может внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
3) Развит фонематический слух:
может определять наличие или отсутствие звука среди других звуков/слогов/слов;
Сыграйте с ребёнком в игру «Хлопни, когда услышишь звук».
Я буду называть тебе звуки/слоги/слова. А ты хлопай, когда услышишь звук С. З, сь, с, ф, с, ш, с, ф, сь, сы, оф, шу, со, озы, иса, уфы, усо, коза, фата, песок, шапка, фонтан, мешок, пассажиры.
называть слова с определенным звуком (игра «Назови слова со звуком Л»);
находить слова с этим звуком в предложении (взрослый читает рассказ, а ребенок запоминает и называет слова с заданным звуком);
определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Грамматический строй речи:
1) Может согласовывать существительные с числительными.
Дидактическая игра «Весёлый счёт»
Предложите ребенку посчитать предметы:
Одна лопата – две лопаты – пять лопат.
Один стул – два стула – пять стульев.
Один цветок – два цветка – пять цветков.
2) Может образовывать существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Сыграйте с ребёнком в игру «Назови ласково».
Цветок, а ласково как назовём? – цветочек.
Роза – розочка.
Солнце – солнышко.
Платье – платьишко.
Кружка – кружечка.
Дерево – деревце.
3) Может образовывать относительные прилагательные.
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»
Предложите ребёнку выполнить следующее задание:
Мяч из резины какой? – резиновый.
Бочка из дерева какая? – деревянная.
Банка из стекла какая? – стеклянная.
4) Может образовывать притяжательные прилагательные.
Дидактическая игра «Чей? Чьё? Чья?»
Хвост лисы чей? – лисий.
Лапы волка чьи? – волчьи.
Ухо медведя чьё? – медвежье.
5) Может образовывать приставочные глаголы (шёл: пришёл, перешёл, подошел и т.д.).
Сыграйте с ребёнком в игру «Доскажи словечко»
Взрослый произносит незаконченное предложение, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.
На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)
Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)
Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)
Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)
Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)
Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)
Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)
6) Может образовывать однокоренные слова.
Сыграйте с ребёнком в игру «Подбери родственные слова».
7) Может использовать в речи сложные предложения разных видов (сложно-сочинённые, сложно-подчинённые).
Связная речь:
1) Может отвечать на вопросы и задавать их.
2) Может самостоятельно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста.
3) Может оставлять рассказы о предмете/ по картине/ по серии сюжетных картинок.
4) Может составлять рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала.
5) Может строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.
Подготовка детей к обучению грамоте:
Может:
составить предложение из 2-4 заданных слов.
расчленить простые предложения на слова с указанием их последовательности.
делить слова на слоги,
составлять слова из слогов,
Ребёнок знает буквы. Может соотнести звук с буквой.
Может читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.