Задание 1. Родителям рекомендуется:
— поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе;
— отметить эти изменения во время прогулки в парке;
— вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной;
— рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки;
— обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах.
Задание 2. Вспомнить и назвать весенние месяца.
Задание 3. Образовать признак по аналогии:
Март-мартовский;
Апрель — …
Май — …
Задание 4. Продолжи предложение:
Утром светло, а днем еще — светлее.
Вечером темно, а ночью….
В кофте тепло, а в куртке еще …
Весной солнце светит ярко, а летом еще …
Весной птицы поют звонко, а летом еще …
Задание 5. Выучи стихотворение:
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
В берлогу заглянула:
-А ну, вставай медведь!-
На веточку вдохнула —
Пора зазеленеть!
Люди привыкли замечать смену времен года, ориентируясь на календарь. Но настоящая смена сезонов происходит, когда в природе наступают соответствующие изменения, характерные для того или иного времени года.
Весенние изменения в неживой природе
Долгота дня заметно увеличивается. Солнце все выше поднимается над линией горизонта, что позволяет солнечным лучам лучше прогревать поверхность земли. Температура в воздухе и на поверхности земли увеличивается, что приводит к таянию снежного покрова. Сначала снег сходит на самых прогреваемых солнцем участках, появляются проталины.
Ручьи, образующиеся в результате таяния снега, стекают в близлежащие водоемы. Наполненные водой, реки и озера освобождаются от ледяного покрова. Этому процессу способствует и таяние льда под действием тепла и солнечных лучей. На реках у берегов сначала проявляются узкие полоски свободной воды (закраины), затем лед трескается и раскалывается. В результате активного таяния снега и льда реки выходят из берегов, заливая прибрежные низины, начинается половодье.
В атмосфере формируются кучевые облака, которые отсутствовали в зимний период. Это происходит из-за нагревания воздушных масс, которые находятся в непосредственной близости от земной поверхности. Обычно кучевые облака формируются в утренние и дневные часы, а к вечеру начинают таять и исчезают. К концу весны, обычно в мае, проходят первые грозы.
Весенние изменения в живой природе
С приходом тепла и по мере прогревания почвы у деревьев начинается сокодвижение: их корни активно вбирают влагу из почвы. Жидкость, попадая в ствол и ветви дерева, растворяет питательные вещества, накопившиеся за зимний период, и разносит их ко всем частям растения.
Через некоторое время после начала сокодвижения набухают почки деревьев и кустарников. Молодые побеги, находящиеся в почках в зачаточном состоянии, защищены от холода и ветра плотными чешуйками. Постепенно чешуйки раскрываются, высвобождая молодые листья. У многих растений они покрыты клейким веществом или нежным пушком – это позволяет предохранить нежные побеги от неблагоприятных погодных условий. Некоторые растения зацветают раньше, нежели покрываются листьями. Как правило, они опыляются ветром: ольха, орешник.
Меняется и жизнь животных. В среднюю полосу возвращаются перелетные птицы. Натуралисты связывают начало весны с прилетом грачей. За ними прилетают зяблики, жаворонки и скворцы. После того, как водоемы освобождаются ото льда, возвращаются и водоплавающие птицы. С появлением насекомых – мух и комаров – совпадает по времени прилет соловьев, ласточек и кукушек.
Животные леса, находившиеся в зимней спячке (медведи, барсуки, ежи и др.), пробуждаются и покидают свои убежища. У животных начинается линька: густой, теплый бело-серый зимний мех сменяется более легким «летним» волосяным покровом.