Консультация для
родителей
«С чегоначинается Родина?»
С чего начинается
Родина?
С картинки в твоём
букваре,
С хороших и верных
товарищей,
Живущих в соседнем
дворе.
А может, она
начинается
С той песни, что пела
нам мать,
С того, что в любых
испытаниях
У нас никому не
отнять.
М.Л. Матусовский.
Патриотическое
воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач
нашего времени.
Воспитание
патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач
нравственного воспитания , включающая в себя воспитание любви к близким
людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Наиболее сложной
является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к
родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для
развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры
невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у
детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять,
что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане
России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой
родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они
живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно
подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители
России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы
(правила поведения), потому что он любит свою страну.
Надо помнить,
что дошкольник воспринимает окружающую его действительность
эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу,
родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей
страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по
ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут
возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и
целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным
городом и родной страной — процесс длительный и сложный. Он не может проходить
от случая к случаю.
Чувство патриотизма
включает в себя следующие параметры:
—
чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
—
уважительное отношение к языку своего народа;
—
заботу об интересах родины;
—
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
—
уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и
традициям;
—
стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Любой край, область,
город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой
быт. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Какие сведения и
понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок
должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей
постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах:
школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении,
подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с
которыми знакомят дошкольников расширяется — это район и
город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.
Старший дошкольник
должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а
также в честь кого они названы. Объясните детям, что у каждого человека есть
родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по
городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает
осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,
взаимопомощи, знания своего дела.
В
нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные
понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,
«ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Родину.
Не случайно К.Д.
Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным».
Задача родителей
— отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд
людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым
привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
«Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка»
Семья – это
возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества,
связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно
живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей
истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и
служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.
Недостатки семейного
воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и
детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или
недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример
с их стороны в быту и т. п.
Л. Н. Толстой был
сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего
школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и
обязанностей родителей.
Главным условием
первоначального семейного воспитания детей Лев Николаевич считал здоровый
семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход
их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное
нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с
детьми
Условия правильного
воспитания детей в семье:
Авторитет и личный
пример родителей.
Под авторитетом следует понимать
глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их
требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На
авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он
не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом,
угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием
сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в
поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена
психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и
конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и
плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен
требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить
детям образцом для подражания.
Положительное влияние
примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и
поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и
последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый
педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное
отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность
оказывать помощь.
Авторитет родителей во
многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким
делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их
выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность
с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть
желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских
отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
Педагогический такт
родителей.
Авторитет родителей
поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо
развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти
наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные
воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он
предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных
мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к
достоинству личности ребенка.
Такт родителей тесно
связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на
чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание,
вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
Культура быта в семье.
В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между
членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни
семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и
явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном
суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и
сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся
одним из средств родительского влияния.
Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи
недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных
качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях:
неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.
На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней
обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
«Познакомьте ребенка с родным городом!»
Целенаправленное
ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть
формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с
местом, где он родился и живет. Задача родителей — углубить это чувство, помочь
растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в
ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где
играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом…
Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его
жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я».
Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные
для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, —
значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку
любви к Родине. Дошкольное детство — пора открытий.
Задача взрослых
— помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием,
которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть
маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется
тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с
дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою
улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с
группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы
озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше,
небо на фоне ярких фонарей — бездонно темным, витрины магазинов — особенно
нарядными… Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с
искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков,
летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю — с серыми дождями.
А сколько
радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной
флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления,
помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в
привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его
окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Диапазон
объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это
близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно
объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного
город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше
возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую,
даже отдаленную часть города. Какой объем сведений о родном городе способен
усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию? С помощью
взрослого он постепенно усваивает следующее: — у каждого человека есть родной
дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят «тюменец»
это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет. Каждый
человек любит родной город и гордится им.
— Старший
дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она
названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в
ближайших улицах; — знать отдельные достопримечательности и исторические места
родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;
— знать о столице нашей Родины Москве: это главный город России. Столица (как и
все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными
начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.
Родной город…
В каком бы городе вы не жили — это всегда самый близкий вашему сердцу край.
Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами,
связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны,
лучшими людьми Родины. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо
опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические
особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание
эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления,
впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться
на самом главном, ярком, запоминающемся.
И еще:
воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма — значит связать
весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и
доступными объектами. Но нашему маленькому современнику надо показать Павлодар,
не только как красивый город с его старинными памятниками и новыми районами, но
и как центр всего нового, передового в области, показать кипучую трудовую жизнь
тюменцев. Старшему дошкольнику полезно рассказать: Тюмень – центр культурной и
научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных
сооружений, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры.
Жители Тюмени гордятся дворцом спорта , музеем.
В Тюмень
съезжаются люди из разных краев земли на спортивные и молодежные встречи,
фестивали музыки и искусства. Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря
непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами
родителей. Задача взрослых — помочь ребенку в осмыслении доступных ему
социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни тюменцев.
Так, например,
старшему дошкольнику можно рассказать, что жители Тюмени постоянно следят за
порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он,
маленький тюменец, должен быть причастным к делам взрослых — бережно относиться
ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь
зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка Весь комплекс
воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство
восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем
местам, где родился и живет.
И еще хотелось
бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании
патриотизма и любви к своему городу. 2.Пальчиковая гимнастика: «Люблю по городу
гулять»
Люблю по городу
гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Люблю смотреть,
люблю считать (на каждое название достопримечательности Космонавтов — раз,
Ленина — два, загибают по одному пальчики) Улица Победы – три.
А четыре — я
живу в квартире.
Пять – гуляю в
парке я опять.
Шесть – на Белую
схожу И на волны погляжу.
Семь – Дворец
культуры, Красив и огромен И стоит на площади он. Восемь – ёлка в Новый год.
Девять –
повстречался мне Памятник большой войне. Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш
кинотеатр Октябрь. В магазине хлеб куплю. Очень город я люблю!
3.Физминутка «Мы
по улице гуляем»
Мы по улице
гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески
читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а
это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.) «Ж» похожа на жука. (Хлопок
руками спереди-сзади.)
Вот четыре
буквы: «Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» — «моды»
— «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все
подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее
снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое:
аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие
слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники.
Халва. (Шагаем на месте.)
4.Пальчиковая
гимнастика:
Люблю по городу
гулять, хлопаем в ладошки
Люблю смотреть,
люблю считать «имитация»
Комсомольская —
раз,
Лесная — два,
загибаем пальчики, начиная с большого
Улица Победы —
три.
А четыре — я
живу в квартире.
Пять — гуляю в
парке я опять.