В семье бывшего офицера, железнодорожника, в последний день мая 1892 года родился мальчик, который стал писателем. У него были сестра и два брата. После развода родителей, с отцом встречался не часто. Биография детства Паустовского наполнена переездами: учился в Москве, потом в Киеве, краткое время прожил в Брянске. В юные годы, чтение было любимым занятием. Особенно Константину нравился рассказ для детей «Алые паруса» Грина. Поступил в университет столицы, когда переехал в Москву в 1914 году. Учился там недолго. На лекциях эксцентричного профессора философии понял, что его призвание – писать литературные произведения. Работал кондуктором трамвая, столичным корреспондентом. На военную службу его не взяли, из-за плохого зрения, а оба брата погибли на войне в один и тот же день. Биография повествует, что Константин Георгиевич Паустовский вёл активную деятельность по защите писателей, попавших в опалу. Инфаркт оборвал жизнь писателя 14 июля 1968 года.
Уважаемые родители ( законные представители)!
Предлагаем вам совместно с детьми пройти небольшую викторину по творчеству Паустовского .Предварительно рекомендуем прочитать следующие произведения , героями которых являются животные и люди («Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Барсучий нос», «Теплый хлеб», «Квакша», «Похождение жука-носорога», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Подарок»).
Для викторины можно приготовить жетоны. За правильный ответ вручать. Победитель тот ,кто получит больше жетонов .
Прежде чем начать интеллектуально-познавательную викторину можно напомнить правила поведения на ней:
• Вопросы надо слушать внимательно.
• Не перебивать друг друга.
Ну, что готовы? Итак, начнем!
I конкурс «Лучший знаток биографии К.Г. Паустовского».
Какой любимый учебный предмет был у К. Паустовского в гимназии? (география)
Какие профессии сменил К. Паустовский, прежде чем стать писателем? (вожатый трамвая, учитель, журналист)
Кто герои его рассказов и сказок? (писал о природе, животных, людях, о Родине)
Назовите 6 известных вам произведений (сказок и рассказов), написанных К.Г. Паустовским? («Стальное колечко», «Похождение жука-носорога», «Теплый хлеб», «Дремучий медведь», «Квакша», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Подарок», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы», «Грач в троллейбусе»)
II конкурс «Узнай произведение»
(зачитываются отрывки из произведений, по которым участники узнают и называют произведения)
1).На другой день Варюща поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила: ты поищи, поройся! Может, найдешь!
(«Стальное колечко»).
2).Звери часто видели, как он осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была холодная и он раздумал переплывать реку. Не хотелось ему мочить…
(«Дремучий медведь»).
3). Мы уверены были, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
(«Барсучий нос»).
4).Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:
— Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?
(«Заячьи лапы»).
III конкурс “Самый внимательный читатель»
(выбрать из 3 вариантов правильный ответ)
Вопросы к произведению «Похождения жука-носорога».
Как звали героя, который уходил на фронт?
Михаил Петров
Петр Терентьев
Николай Иванов
Как зовут его маленького сына?
Саша
Николай
Степан
Кого подарил Степан отцу на прощание?
Стрекозу
Муравья
Старого жука-носорога
Во что посадил Степан жука?
В носовой платок
В карман
В коробок из-под спичек
Что делал жук в коробке?
Пел песни
Спал
Стучал, грыз травинки, жужжал.
Куда спрятал отец подарок сына?
В сапог
В мешок
В сумку от противогаза
Вопросы к произведению «Кот-ворюга».
Какого окраса был кот-ворюга?
Черного
Рыжего
Серого
Как выглядел кот?
Он был тощим, полосатым, без одного глаза
У него было разорвано ухо и отрублен кусок хвоста
У него не было ушей
Что однажды разрыл кот в чулане?
Банку консервов
Банку с червями
Банку солений
Что случилось с червями, банку с которыми разрыл кот?
Они высохли на солнце
Их склевали куры
Их собрала мать
Где спрятался кот после того, как спрыгнул с березы?
В сарае
Под домом
Он убежал в лес
Что делал кот, сидя под домом?
Выл и ругался
Шипел
Скреб землю
Вопросы к произведению «Растрепанный воробей».
Как звали нянюшку Маши?
Степановна
Петровна
Кирилловна
Что делала мама Маши в театре?
Танцевала
Пела
Убиралась
Кого готовилась танцевать мама?
Снегурочку
Золушку
Красную шапочку
Из чего был сделан маленький букетик цветов?
Из пластмассы
Из тонкого стекла
Из хрусталя
Когда должен был вернуться папа?
Весной
Зимой
Летом
Чего ждала ворона, сидя на ветке за окном?
Когда все лягут спать
Когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей
Когда Петровна уйдет
Вопросы к произведению «Стальное колечко».
Название деревни, в которой жил дед Кузьма с Варюшей?
Моховое
Лесное
Простоквашино
Как звали внучку деда Кузьмы?
Ксения
Аленка
Варюша
Чем дед собирался вылечить свой кашель?
Лесными травами
Махоркой
Березовым грибом
Кого Варюша встретила на станции?
Двух стариков
Деревенского врача
Двоих бойцов
Что один из бойцов подарил Варюше за то, что она поделилась с ними махоркой?
Серебряную ложку
Трубку
Стальное колечко
На какой палец нужно было надеть колечко, чтобы дед выздоровел?
На указательный
На средний
На безымянный
Вопросы к произведению «Теплый хлеб».
Как звали главного героя произведения?
Ванька
Павлик
Филька
Какое прозвище было у Фильки?
Мужичок-с-ноготок
Ну тебя
Гаврош
Откуда в деревне, в которой жил Филька, взялся конь?
Однажды он сам пришел неизвестно откуда
Его, раненого, оставили кавалеристы
Это был старый боевой конь одного из жителей
Кто выходил коня?
Мельник
Бабка Фильки
Кузнец
Почему коня кормили всей деревней?
Потому, что конем мог воспользоваться любой житель деревни
Потому, что любили этого коня
Потому, что мельник не мог один прокормить коня
Как Филька обидел коня?
Он сам съел предназначенный для него хлеб
Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег
Он спустил на него собак
4. конкурс «Угадай героя произведения»
(по описанию должны узнать героя и назвать произведение)
1. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Кот. «Кот-ворюга»)
2.Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в желтых сосновых иглах, в давленной бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зеленые. (Медведь. «Дремучий медведь»)
3.Он был маленький, с опаленными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное. (Заяц. «Заячьи лапы»)
4.Маленький мальчик Степа поймал его и посадил в спичечную коробку. Он грыз травинки, но все равно продолжал стучаться и браниться. Высовывал мохнатую лапу и старался ухватить Степу за палец. (Жук. «Похождение жука-носорога»).