С 22 марта по 2 апреля в нашем детском саду пройдёт проект «Книжкина неделя»
Программное содержание:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Памятка для родителей «Что и как читать детям»
• Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
• Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.
• Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
Чтение перед сном
Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать
Читайте каждый день
Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Толстые книги
Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.
Как научить ребёнка беречь книги:
— Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
— Не читать во время еды.
— Не загибать листы, пользоваться закладкой.
— Класть книгу только на чистый стол.
— Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
— Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.
Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу:
— Выясните перед чтением, или во время чтения трудные слова.
— Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
— Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
— Как описана природа?
— Какие слова и выражения запомнились?
— Чему научила книга?
— Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
— Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Хорошая книжка для детей имеет некоторые особенности:
— Она лёгкая – у ребенка должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
— Размер книжки небольшой: ребёнок должен иметь возможность смотреть её самостоятельно.
— В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.
— Печатный текст только крупный, фразы четкие и лаконичные.
— Если страница представляет собой яркую картинку, текс должен располагаться на светлом фоне.
Простейшие книжки можно делать с детьми самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите её подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтоб малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
2. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
3. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча слушать.
4.Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
5. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
8. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
9. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
10. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Для детей 5 — 7 лет
Художественные тексты для длительного чтения:
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
П. Ершов. «Конек-горбунок».
С. Аксаков. «Аленький цветочек».
В. Гауф. «Маленький Мук». «Карлик Нос».
Г. Х. Андерсен. «Снежная королева».
А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».
Т. Янссон. «Шляпа волшебника». «Волшебная зима».
Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
Ю. Дружков. «Приключения Карандаша и Самоделкина».
Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот». «Крокодил Гена и его друзья». «Гарантийные человечки».
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».
П. Трэверс. «Мэри Поппинс».
Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».
А. Чехов. «Каштанка».
Б. Житков. «Что я видел».
Н. Носов. «Дружок». «Фантазеры». «Мишкина каша». «Огородники». «Автомобиль».
В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится.». «Красный шарик в синем небе». «Друг детства». «Шляпа гроссмейстера». «Тайное становится явным». «Что любит Мишка». «Что я люблю» и др.
А. Гайдар. «Чук и Гек».
Художественные тексты для непродолжительного чтения
Сказки разных народов (по выбору, в том числе):
Русские сказки (в обработке русских писателей): «Иван-царевич и Серый волк». «Царевна-лягушка». «По щучьему веленью». «Финист — ясный сокол». «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». «Морской царь и Василиса Премудрая». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». «Марья-Моревна». «Сивка-бурка». «Никита-Кожемяка». «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм): «Снегурочка». «Сказка о рыбаке и его жене». «Король-Дроздовик». «Госпожа Метелица». «Храбрый портняжка». «Одноглазка, Дву-глазка и Трех-глазка». «Юный великан», «Верные звери».
Г. Х. Андерсен. «Новое платье короля.» «Стойкий оловянный солдатик». «Свинопас». «Елка». «Старый уличный фонарь». «История года».
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Спящая красавица»
Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе». «Как было написано первое письмо». «Как была придумана азбука (Как появился алфавит.)» «Откуда взялись броненосцы» «Краб, который играл с морем». «Сказка о Старике Кенгуру».
П. Бажов. «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка».
С. Маршак. «Двенадцать месяцев».
К. Паустовский. «Теплый хлеб».
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».
В. Бианки.Сказки: «Сова». «Чей нос лучше». «Как Муравьишка домой спешил». «Мастера без топора». «Хвосты». «Терентий-Тетерев».