Наблюдение за современными детьми и подростками позволило заметить во многих из них одну неутешительную черту – равнодушие к красоте.
Красота мира как была, так и есть, но она все больше вне поля интересов таких от природы пытливых созданий, какими являются дети.
Страшно, что в современных детях все больше появляется еще одна черта – тяга к безобразному, которое их не только не пугает и не отталкивает, а наоборот привлекает и заинтересовывает.
Дети устроены губкой, ведь им так много нужно впитать, пока они превратятся во взрослых. Вот они и впитывают.
А мы, взрослые, призванные охранять мир детства от того, что может изуродовать неокрепшую душу ребенка, видимо, не успели заметить, как много в окружающем мире появилось безобразного.
Выход есть только один: развить в детях чувство прекрасного, любовь к прекрасному, развить в них вдохновение и жажду творить!
Тогда в их душах всегда будет присутствовать тот незримый цензор, в очах которого уродливое и безобразное — отвратительно и отталкивающе, и не достойно внимания.
Эстетическое чутье
Эстетическое чутье – это чувство красоты, умение отличать красивое от безобразного.
Красота имеет дивное свойство – она гармонизирует все вокруг, услаждает, возвышает душу.
Детский возраст – самая благодатная почва, на которой легко культивировать восприимчивость красоты. Причем, у детей есть врожденная тяга к красоте, происходящая от незамутненности своей детской чистоты.
Таков закон детского восприятия:
эстетические идеалы ребенка формируются исключительно тем, что преподносится ему в качестве эстетических эталонов.
Нужно наполнять душу своего ребенка красотой, максимально отдаляя для него момент соприкосновения с изнанкой мира.
Бесконечными источниками красоты являются: мир живой и неживой природы, мир великих художников, воспевших в своих произведениях красоту мироздания, глубину и высоту человеческой души.
Однако при этом не надо забывать о том, что далеко не все творения человеческого таланта отмечены красотой.
Творение рук человеческих – это всегда материализованное воплощение духовного мира его творца. Поэтому так часто они являют порой и примитив, и уродство, и безобразие.
«Безобразие» — в том смысле, что в них отсутствует печаль образа Божия, которым отмечено все, сотворенное по вдохновению Творца. Именно поэтому в них отсутствует подлинная красота и гармония.
Поэтому родителям нужно, прежде всего, самим иметь здоровый эстетический вкус и чутье и, обладая ими, подойти с рассуждением к анализу всего, с чем соприкасается их ребенок.
А далее – ежедневный труд над развитием культуры ребенка, формированием и развитием его эстетического вкуса. Потому что именно этот вкус и послужит в дальнейшем надежным цензором, который позволит ребенку безошибочно отличать красивое от некрасивого, богатое от примитивного, прекрасное – от безобразного.
Как научить ребенка видеть красоту
В жизни все намного проще, чем мы порой привыкли считать.
Чтобы научить ребенка видеть красоту, то есть – воспитать в нем чувство прекрасного, нужно вначале самим родителям освежить свои припорошенные житейской пылью чувства. И начать любоваться миром вместе с детьми.
Попробуйте отметить красоту мира. Мы нервно ждем автобуса или мчимся на работу, строя планы на день или на выходные, или на жизнь. И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве, или, когда были влюблены. Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака плывут так быстро, можно подумать, что это стадо неведомых животных, которые несутся на водопой. А трещина на стене соседнего дома очень красива – она похожа на ветку дерева. Во время прогулки на природе можно придумать целую сказку о лесных добрых существах, гномах, которые ходят с разноцветными фонариками по подземным тоннелям, крошечных цветочных феях, которые заботятся о лесных растениях. Важно, чтобы ребенок тоже принимал участие в составлении маленькой сказки, не боялся фантазировать.
Для речевого развития очень полезно просто регулярно беседовать с детьми: делитесь впечатлениями, рисуйте словесные картины, описывайте увиденное, услышанное, придумывайте сказки и рассказы.
Умение замечать красивое в обыкновенных вещах, заинтересованность в этом самих родителей, их любовь к природе, все это вдохновляет и помогает установить эмоциональную связь с ребенком.
С самого детства ходите с ребенком в музеи, галереи, театры. После похода поговорите с ним, поделитесь своими эмоциями, узнайте, что впечатлило вашего ребенка. Важно подбирать добрые мультфильмы, с красивой графикой, правильной рисовкой. Необходимо стараться читать ребенку каждый день, побуждать интерес к хорошей литературе и обсуждать прочитанное. Искусство должно стать неотъемлемой частью жизни ребенка. Оно не только формирует чувство прекрасного, но и расширяет кругозор, заставляет сопереживать и ценить красоту, развивает творческие задатки.
Занимайтесь рукоделием
Развитие чувства прекрасного у детей идет через рукоделие. Пусть ребенок пытается творить сам. Никто не говорит, что нужно вырастить второго Чайковского или Айвазовского. Но рисование, пение, вышивание, игра на музыкальном инструменте пойдет ему на пользу. Когда ребенок начинает творить сам, он выходит на совершенно другой уровень восприятия красоты. При занятиях любым видом искусства ребенок получает мощное эстетическое развитие, его внутренний мир значительно обогащается. Когда под его руками оживают и наполняют пространство звуки и краски, душа вашего ребенка испытывает небывалый восторг и буквально сродняется с красотой. Каждая рукодельная вещь хранит в себе частичку души своего создателя. Поэтому занимаясь творчеством, ребенок учится создавать красоту и выражать себя в произведениях искусства.
Чувство прекрасного играет не последнюю роль в формировании речи и мышления в целом. У детей, которые воспитывались в эстетической среде, большой словарный запас, лучше развита эрудиция, воображение и коммуникационные навыки.
Искусство дает нам эмоциональное насыщение, энергию, духовную поддержку.
Не нужно именно заставлять ребенка идти на выставку или насаживать ему свои музыкальные вкусы. Лучше воспользуйтесь врожденным детским любопытством и стремлением познавать что-то новое. Тогда малыш сам, как губка, впитает в себя прекрасное.
Научить ребенка воспринимать прекрасное необходимо, прежде всего, ради понимания им гармонии и красоты в устройстве мира, чтобы, сопереживая красоте, ребенок, переходя от простого к сложному, смог научиться видеть истинную духовную красоту и ею проверять истинность всех вещей в этом мире. Умение обращать внимание на мелочи, видеть красоту в простых вещах обогатит жизнь ребенка, сделает ее интереснее.