Сказкотерапия для малышей
раннего возраста.
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка.
Возможности сказки неисчерпаемы. Ребенок учится благодаря сказке постигать жизнь, побороть страхи и капризы, развивать волю и смелость.
Сказка учит, сказка “лечит”, сказка помогает.
“Сказкотерапия” — уникальный метод работы с внутренним миром ребенка
Игра в сказку — способствует активизации разных сторон речи детей:
Загадки.
Его из теста испекла
Бабушка для деда,
Но на окошке не нашла,
Ушёл он до обеда (Колобок).
Что за домик у дорожки,
Разноцветные окошки.
Звери в домике живут,
Как же домик тот зовут? ( Теремок)
Чтобы урожай собрать,
Дедушке прищлось позвать
Бабку, внучку, Жучку, кошку
Да еще мышонка крошку.
Так в земле сидела крепко
Желтая большая…(Репка)
Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Кто несет ее,-ответь,-
Быстрыми шагами?
А несет е медведь
Вместе с пирогами.
Путь не близкий, дальний путь,
Хочет мишка отдохнуть.
Только Маша не дает на пенек присесть
И румяный пирожок по дорожке съесть.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка. Это…(“Маша и медведь.”)
Жили-были семь козлят, белых маленьких ребят.
Мама их любила, молочком поила.
Тут зубами щелк да щелк появился серый волк.
Шкуру белую надел, нежным голосом запел.
Как коза запел тот зверь: “Отоприте, детки, дверь”
Мы ответим без подсказки, кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки …(“Волк и семеро козлят”).
Физминутки по сказкам.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.
Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Дидактические игры
«Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).
“На сметане мешен, на окошке стужен..” “Колобок”
“Это что за теремок? Он не низок не высок.” “Теремок”
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»
Сказка «Кот, петух и лиса»
«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).
“Я от бабушки ушел, от дедушки ушел”
“Кто, кто в теремочке живет?
“Кто где живет”
“Разрезные картинки”
“Из какой сказки предмет”
Показываю детям предметы: кувшин с молоком (“Волк и семеро козлят”),
домик-теремок, пирожок, корзинка и др.
ИГРА «Чьи слова?»
Задание: «Кто говорит эти слова?”
“ Я от бабушки ушел и от дедушки ушел.” — Колобок
“Не садись на пенёк, не ешь пирожок” — Маша.
“Кто сидел на моем стуле и сломал его?” – Мишутка
“Козлятушки, ребятушки, ваша мама пришла, молочка принесла.” – Коза
ИГРА .
«Отгадай сказку».
Задание: Перечисляем персонажей сказки — дети отгадывают и называют сказку.
Мышка, заяц, лягушка, лиса, волк, медведь.
Доктор Айболит, бегемот, акула, заяц.
Бабка, дед, внучка, кошка, Жучка. Мышка.
СКАЗОЧНАЯ ПУТАНИЦА.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, преодоление трудностей проходит легче.
Артикуляционная гимнастика
« Колобок»
Тесто жмём, жмём, жмём (лёгкое прижимание губами).
После скалочку возьмём,
Тесто раскатаем ( проталкивание языка между зубами).
Тесто мнём, мнём, мнём ( лёгкое покусывание языка).
Выпекать колобок в печку мы поставим.
(распластать язык на нижней губе).
1,2,3,4,5 – не пора ли вынимать.
Сказка « Весёлый язычок».
Язычок наш не скучает
В доме сказки сочиняет.
Он нам сказочку расскажет
И картинки все покажет.
Язык в ротике живёт
Никогда не устаёт.
Любит он по утрам
Просыпаться по часам.
Тик – так, тик – так.
Ходят часики — вот так!
По утрам он чистит зубки,
Любит песенки и шутки.
А на завтрак ест блины.
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко помечта
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК
Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус,
развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр,
также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков,
что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки,
также можно нарисовать героев сказок на подушечках
пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми
«Пальчики играют — речь развивают»
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
« Сказки на кончиках пальцев»
Сказка « Репка» в стихах.
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку:
« Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собака Жучка,
Где же кошка, мышка – крошка.»
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка!
« Курочка Ряба»
Курочка Ряба бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду.
Били яичко баба и дед,
Но не смогли разбить на обед.
Мышка – норушка мимо бежала,
Яичко смахнула, оно и упало.
Плакали горько баба и дед
Яйцо ведь разбилось, пропал их обед.
С тех пор уже Ряба бабе и деду
Несёт лишь простые яйца к обеду.
Сказка «Колобок»
Дед и баба дружно жили,
Колобка слепить решили.
На сметане был мешён,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
От лисы уйти не смог,
Сел лисичке на носок.
Сказка « Теремок»
В чистом поле теремок – теремок,
Был не низок, не высок, не высок.
Звери разные в нём жили.
Жили дружно не тужили.
Там и мышка и лягушка,
Рыжая лиса – подружка,
Зайка быстрый, серый волк,
В дружбе знали они толк.
Но набрёл на теремок, теремок
Мишка бурый, косолапый,
Раздавил он теремок, теремок,
Своей толстой, толстой лапой.
Пальчиковая гимнастика .
“Репка”.
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки репку он полил.
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка.
Выросла репка всем на удивление
Большая-пребольшая, всем хватит угощения.
“Курочка Ряба”
Курочка Ряба бабе и деду яйцо золотое снесла к обеду.
Били яичко баба и дед,
Но не смогли разбить на обед.
Мышка-норушка мимо бежала,
Яйцо смахнула, оно и упало.
Плакали горько баба и дед.
Яйцо их разбилось, пропал их обед.
С тех пор уже Ряба бабе и деду
Несет лишь простые яйца бабе и деду.
Игры инсценировки на основе сказок.
Сказку любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказку можно почитать,
Но лучше в сказку поиграть!
Инсценировка является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок играет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.
Инсценировка используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.!