Игры с песком

 

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и  в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Возможности песочной терапии многогранны, но сегодня нам хотелось бы остановиться только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей младшего дошкольного возраста возраста к новым условиям жизнедеятельности.

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.

Особенно эффективны игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребёнку новую площадку, создаём мотив для получения знаний.

Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.

Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций. 

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.

Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90×70 см. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать.

3. Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

 • разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

 • миниатюрные игрушки (высотой 5−10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр;

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• бросовый матриал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. 

Игры и упражнения с песком

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Курочка клюёт зерно» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Игра « Узоры на песке»

Цель: развиваем  тактильную чувствительность, воображение, совершенствуем  движение ладоней и пальцев.

 Перед ребёнком находится поднос с песком. Взрослый предлагает ему создать  различные узоры с помощью отпечатков ладоней, кулачков, пальчиков. Предлагаемые узоры и  рисунки: ромашка, солнышко, травка, дерево и т.д.

Игра «Песочные прятки»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Посмотрите, что у меня в руках. Да, это рыбки и они захотели с нами поиграть. Рыбки очень любят прятаться в песке от ребятишек. Давайте с ними сыграем в песочные прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песочке и не просто руками, а кисточками, аккуратно чтобы не поранить рыбку раскопать ее.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

В песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик, ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение «Змейки»

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

— Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

Доброй силой волшебства

Игра «Дождик моросит»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.

Часть   песка   увлажняется   через   разбрызгиватель.   Взрослый   обращает   внимание   детей   на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Упражнение «Песочный ветер»

 Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. 

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию Ребенку   предлагается,   используя   миниатюрные   фигурки,   отыскать в песке спрятавшиеся фигуры. После завершения ребенка просят рассказать о том, что он нашел. Постарайтесь вместе с ребёнком сочинить сказку с найденными предметами.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Игра «Дорисуй фигурки»

Цель: закрепляем  названия геометрических фигур, развиваем  мелкую моторику.

Вариант 1.  Взрослый начинает рисовать часть фигуры (например,  квадрат). Ребёнок  пытается узнать и назвать эту фигуру, а затем самостоятельно дорисовывает её.

Вариант 2. Взрослый начинает рисовать часть цифры. Ребёнок пытается узнать и правильно назвать  эту цифру, а затем самостоятельно дорисовывает её.

Игра «Дорожки»

Цель: закрепляем понятия «длинный  — короткий», развиваем мелкую моторику. Взрослый рисует ребёнку две дорожки: одну длинную, вторую короткую. Затем просит  ребёнка выложить короткую дорожку зелёными пуговками, а длинную дорожку  красными  пуговками. После этого,  ребёнок, чередуя указательный и средний пальчики «идёт» по дорожкам.

Игра «Отпечатки»

 Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Отпечатки,   как   барельефные,   так   и   горельефные,   на   мокром   песке   можно   делать   с   помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем   ребенок   по   словесной   инструкции   или   по   нарисованному   взрослым   плану   изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

Игра «Подготовка канавки, горки для прогулки куклы»

Цель: Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка. Воспитатель   реет   в   песке   ямку,   делает   канавку,   горку.   Затем   «выходит   на   прогулку» кукла во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки. Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки.

12 января, 2020 by admin