Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей — воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Именно в детском саду дети получают информацию о безопасном поведении на улице и приобретают необходимые навыки такого поведения. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путём решения нескольких задач:
• усвоение дошкольниками первоначальных
знаний о правилах безопасного поведения на
улице;
• формирование у детей качественно
новых двигательных навыков. Ребёнок
должен не только правильно двигаться
в соответствии с полученным сигналом
или ориентируясь на взрослого, но и
уметь координировать свои движения
с движениями других людей и
перемещением предметов;
• развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Для того чтобы, подготовить ребенка к нестандартным ситуациям необходимо разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок, а также, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации. Необходимо объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Родителям необходимо постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, что из-за неосторожного поведения, а порой и вполне сознательного нарушения правил дорожного движения происходят дорожно-транспортные происшествия.
Эффективность обучения детей безопасному поведению на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослого на улице, в общественном транспорте, за рулём автомобиля, нарушение им правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.
Безопасность наших детей зависит от нас. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!