Лексическая тема «Зимние забавы»

Лексическая тема «Зимние забавы»

Рекомендации для родителей:  вспомните признаки зимы. Спросите у ребенка, какого цвета снег. На улице дайте ребёнку потрогать снег руками, чтобы он почувствовал, какой он холодный, мокрый, липкий, пушистый. Напомните ребенку, в какие зимние игры можно играть на улице, на чем кататься, что лепить.

Словарь:

Предметы: зима, снег, снежинка, пурга, метель, лёд, сосульки, холод, снегопад, мороз, холод, ветер, узор, иней, метель, стужа, вьюга. Забавы, развлечение, игры, гуляния, хороводы, подарки, коньки, санки, лыжи, палки, клюшка, шайба, каток, горка, лыжник, конькобежец, хоккеист, снежки.

Признаки: пушистый, ледяной, ледовый, прозрачный, белый, лёгкий, холодный, зимний, морозный. Весёлые, задорные, игровые, снежный, радостный, санный, хоккейный, лыжный, праздничный.

Действия: замерзать, кружиться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, кружиться, леденеть. Дарить, играть, забавляться, лепить, кататься, строить.

1. Дидактическая игра «Да и нет» (можно с мячом)

Взрослый предлагает ребёнку фразы, а ребёнок определяет, бывает это зимой или нет:

Зимой идет снег.

Зимой люди купаются в реке.

Зимой катаются на велосипеде.

Зимой люди надевают шубы. И т. п

 2. «Доскажи словечко»

1. Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

3. «Какой может быть?» (расширение словаря слов-признаков (прилагательных))

Снег –…(белый, пушистый)

Зима -…(тёплой, суровой, холодной)

Мороз -…(сильный, слабый, трескучий)

Хоровод –…(большой, дружный, красивый, весѐлый)

Снеговик —…( большой, белый, холодный, весѐлый, снежный)

4. Игра «Что делает?» (расширение словаря слов-действий (глаголов))

СНЕГ: идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся.

СНЕЖИНКА: тает, падает, идёт, кружится, ложится, вьётся.

ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт.

ДЕТИ ЗИМОЙ (что делают?) – играют, бегают, катаются, лепят, скатываются.

5. Один –много (множественное число):

хоровод –хороводы, подарок — подарки, хоккеист –хоккеисты, снежок – снежки, праздник — праздники, лыжник – лыжники, горка — горки, клюшка — клюшки, ёлка – ёлки.

6. «Сосчитай до пяти» — согласование числительных с существительным

Один снежок, два .., три.., четыре .., пять … одна снежинка, две…, три…,четыре….пять.. один сугроб, два …, три.., четыре…, пять…одна горка, два …, три.., четыре…, пять…

7. Отгадай загадки — развитие логического мышления

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг бегут к березке,

Тянут две полоски. (Лыжи)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. (Лыжи)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу. (Санки)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры —

Помчались с горы. (Санки)

Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Снежная горка)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!»

-Значит там игра —…. (Хоккей)

Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи) 

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка –для хоккея  она зовется … (Клюшка)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом. (Ледяная горка) 

До чего же повезло – Сколько снегу намело!

Выходим спозаранку

Кататься мы на …(Санках)

8. Игра «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья» 

Взрослый произносит фразу: «Я катаюсь на санках». Затем просит детей повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты», «он», «они»…

— Я гуляю по зимнему лесу – Ты … (гуляешь) по зимнему лесу.

Я играю в хоккей. – Мы …

Я играю в снежки. – Они …

Я леплю снеговика. — Вы …

9. Игра «Исправь ошибку»- развитие словесно-логического мышления

  • Лыжнику нужны санки.
  • Конькобежцу нужны лыжи.
  • Саночнику нужны коньки.
  • Хоккеисту нужны санки.

10. Игра «Закончи предложение» — закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы»

Описание. Взрослый задает вопросы.

Вопросы:

  • Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки).
  • Для чего дети поливают горку? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкой).
  • Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей).
  • Для чего девочка надела шубку? (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ   Пересказ рассказа «Гостья Зима»

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лёд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму.» Вопросы для пересказа Кто пришѐл к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель, вьюга, ветер, мороз? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы?

hello_html_m32aee53c.jpg
hello_html_m44a9807b.jpg

Назвать предметы, которые изображены на картинке

hello_html_m23357b9a.gif
hello_html_5133c141.png
hello_html_mc13a732.jpg
hello_html_m79414874.gif
hello_html_632b8954.png
22 января, 2022 by