Лексическая тема 9 мая

C:\Users\User\Desktop\НАТАЛЬЯ\РАБОТЁНКА\ГОРИНА\Щеголеватых\конспекты\9 мая\iQq07zJ6TAI.jpg
C:\Users\User\Desktop\НАТАЛЬЯ\РАБОТЁНКА\ГОРИНА\Щеголеватых\конспекты\9 мая\VA3CHHHjvKY.jpg
C:\Users\User\Desktop\НАТАЛЬЯ\РАБОТЁНКА\ГОРИНА\Щеголеватых\конспекты\9 мая\yrxxu4T98ks.jpg
C:\Users\User\Desktop\НАТАЛЬЯ\РАБОТЁНКА\ГОРИНА\Щеголеватых\конспекты\9 мая\4rkyazHJuLA.jpg
C:\Users\User\Desktop\НАТАЛЬЯ\РАБОТЁНКА\ГОРИНА\Щеголеватых\конспекты\9 мая\w8ZhN-cEQFs.jpg
C:\Users\User\Desktop\НАТАЛЬЯ\РАБОТЁНКА\ГОРИНА\Щеголеватых\конспекты\9 мая\IlggysBeDj0.jpg
C:\Users\User\Desktop\НАТАЛЬЯ\РАБОТЁНКА\ГОРИНА\Щеголеватых\конспекты\9 мая\fgdCC1WPB8c.jpg

Занимаемся по теме: «День Победы»

fa54253cea95eb2f544a06d5fb851c1f.jpg

Дети должны знать:

· какой праздник отмечается в нашей стране  9 мая и почему он называется День Победы;

· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;

· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.

Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…

Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)

Сила — сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;

Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;

Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;

 Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;

Отважный – отважно; лёгкий — легко

2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Смелый – трусливый;

Победитель — побеждённый;

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..

Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….

4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»

Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;

Армия наступает – наступающая армия;

Воин сражается – сражающийся воин;

Боец защищает – защищающий боец;

Ветераны  вспоминают – вспоминающие ветераны;

Враги отступают – отступающие враги;

Страна празднует – празднующая страна.

Связная речь

1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их. 

«Собака-санитар» 

Солдат  был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда  очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака.  Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Вопросы:

— Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу). 

— Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).

— Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака). 

— Какая была собака? (Это была санитарная собака). 

— Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом). 

— Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства) 

— Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров) 

1. Выучить стихотворение

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

(А. Терновский)

«Один – много»

Образование множественного числа существительных в именительном падеже.

Танкист – танкисты.

Летчик – летчики.

Моряк – моряки.

Солдат – солдаты.

Воин – воины.

Герой – герои.

Ракета – ракеты.

Шашка – шашки.

Пилотка – пилотки.

Лодка – лодки.

Пехотинец – пехотинцы.

Десантник – десантники.

Пограничник – пограничники.

 «Кого в армии много?»

Образование множественного числа существительных в родительном падеже.

Один пограничник, а в армии много (кого) – в армии много пограничников.

Словарь: танкистов, летчиков, моряков, много солдат, воинов, героев, ракет, шашек, пилоток, лодок, пехотинцев, десантников.

 «Посчитай»

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Один солдат – два солдата – пять солдат.

Словарь: матрос, пехотинец, летчик, парашютист, пушка, пистолет, ружье.

 «Назови по образцу»

Образование существительного, обозначающего профессию.

Артиллерия – артиллерист

Вертолет – вертолётчик.

 «Назови солдата»

Если солдат охраняет границу, он кто? – Пограничник.

Плавает на корабле – моряк.

Ездит на танке – танкист.

Плавает на подводной лодке – подводник.

Проводит связь – связист.

Летает на самолёте – лётчик.

Служит в артиллерии – артиллерист.

Летает на вертолёте — вертолётчик.

Стреляет из автомата – автоматчик.

Прыгает с парашютом – парашютист.

Стреляет из пулемёта – пулемётчик.

 «Кто что делает?»

Поиск соответствующего понятия.

Зенитчик – стреляет из зенитки.

Танкист – ездит на танке.

Лётчик – летает на самолёте.

Пулемётчик – стреляет из пулемёта.

Разведчик – ходит в разведку.

Миномётчик – стреляет из миномёта.

Вертолётчик – летает на вертолёте.

Пограничник – охраняет границу.

Моряк – плавает на границе.

Подводник – плавает на подводной лодке.

Ракетчик – запускает ракеты.

Артиллерист — стреляет из пушки.

Связист – обеспечивает связь.

Автоматчик – стреляет из автомата.

Десантник – прыгает с парашютистом.

Игры по теме «Военная техника»

1. Игра «Кому что нужно?»

Танк нужен кому…танкисту

Пушка нужна кому…артиллеристу

Автомат нужен кому…пехотинцу

Бинокль нужен кому…пограничнику

Парашют нужен кому…десантнику

Самолет нужен кому…лётчику

5. Игра «Сколько? Много-мало»

Танк — …

Самолет — …

Пушка — …

Корабль — …т. д

Далее предлагается детям все эти предметы назвать одним слово «Это всё (что) – военная техника».

 Игра «Посчитай – 1,2,5»

Танк, корабль, самолет, подводная лодка.

 Игра «Подбери слова «

Защитник Отечества (какой) -…

Танк (какой) — …

Армия (какая) — …

Родина (какая) — …

22 апреля, 2020 by