Мы идем в ясельки

Педиатры считают, что малышу до 3 лет лучше воспитываться дома. Но если обстоятельства складываются так, что вам приходится отдавать кроху в ясли раньше, сделайте все возможное, чтобы ему было легче освоиться в детском учреждении. 

Ясельный или нет?

Иногда о ребенке говорят, что он неясельный. К этой категории педиатры относят малышей, страдающих хроническими заболеваниями, требующих специального режима или строгой диеты. Однако порой кроху объявляет неясельным сама мамочка, не сумев подготовить его к поступлению в детское учреждение. Если вы займетесь подготовкой своего ребенка своевременно и внимательно, а воспитательница постарается облегчить ему первые дни пребывания в новой обстановке, трудностей адаптации не будет! 

Прощание без слез

Итак, все решено, документы оформлены — ребенок зачислен в ясельную группу детского сада и вскоре впервые отправится туда. Мамочка подвела его к ограде, откуда видны горки, песочницы, качели.

— Смотри, сколько здесь интересного, какие детки хорошие, сколько у них игрушек. Хочешь с ними поиграть прямо завтра?

— Хочу! — с готовностью отвечает малыш. И действительно, на следующее утро охотно идет, держась за мамину руку, к уже знакомому зданию, с интересом разглядывает шкафчики в раздевалке, картинки на стене.

Но стоит маме, попрощавшись с крохой, повернуться к выходу, как раздается плач. Малыш цепляется за мамину юбку, просится на ручки, с громким воплем бросается на пол… Водворенный наконец в группу, он весь день всхлипывает, ни к кому не подходит, не ест и не спит, а на следующее утро отказывается одеваться, при одном упоминании о яслях заливается слезами…

Мамочка обескуражена: ей казалось, что она подготовила ребенка к переменам в его жизни, и он воспринял их с радостью. Но одно дело для малыша — прийти в какое-то новое место вместе с ней, а совсем другое — оказаться там одному. 

Живем по режиму

Иногда самой главной трудностью для ребенка становится приспособление к режиму дня в яслях. Ведь маленькие дети с большим трудом переключаются на все новое, непривычное в силу возрастных особенностей высшей нервной деятельности, низкой подвижности нервных процессов. Дома мамочка подстраивалась под своего ребенка — кормила, когда проголодался, укладывала спать, когда устал. А в яслях все происходит по режиму дня!

Совет. За 2—3 месяца до того, как малыш начнет посещать ясли, стоило бы выяснить расписание, по которому там живут дети: в котором часу они садятся завтракать, идут на прогулку, обедают, когда их укладывают спать, чтобы как можно более мягко перестроить домашний распорядок, максимально приблизив его к ясельному. Особенно важно вовремя укладывать ребенка спать вечером, чтобы он хорошо отдохнул за ночь и легко вставал в 7 утра, а не 8—9 часов, как он привык.

Ломка стереотипов

Это третья глобальная трудность (после разлуки с мамочкой и непривычного режима дня), которую предстоит преодолеть малышу. Чтобы свести ее к минимуму, готовить его к яселькам нужно заранее — лучше всего за полгода до поступления в них. Ведь речь идет о том, чтобы привить ему навыки, которые малышу положено иметь по возрасту. Как показывает практика, домашние детки часто осваивают эти навыки с опозданием: мамочке проще самой накормить кроху, застегнуть ему пуговичку, да и вообще полностью одеть его, чем ждать, пока он соизволит натянуть на себя свои вещи, причем половину из них — шиворот-навыворот и задом наперед!

А в ясельках малышу нужно многое делать самому. Если навыков самостоятельности у крохи нет, на него в первый же день обрушиваются неприятности. 

Первая в жизни разлука с родителями, трудности нового окружения вызывают нервно-эмоциональный стресс, на фоне которого усиливается воздействие любых неблагоприятных 

факторов — охлаждения, переутомления, недосыпания. Вот почему малыши так много болеют в первые недели и месяцы, пока приспосабливаются к яселькам… Ребенку, носившему дома шерстяные носки, колготки и теплые кофточки, трудно привыкнуть к другому температурному режиму. Он будет мерзнуть, чувствовать себя некомфортно, а мамочка, естественно, будет волноваться за него и вести переговоры с воспитательницами, отвоевывая разрешение на привычную для крохи одежду. Тогда адаптация ребенка к новой обстановке затянется, осложнится.

Навыки самостоятельности

Ребенку, поступившему в ясельную группу, они абсолютно необходимы. Дома вы, возможно, просто меняли ребенку одноразовые подгузники. Однако в ясельках малыша будут высаживать на горшок вместе со всеми детками — пусть этот предмет не станет для ребенка новостью! Хорошо бы еще научить кроху на него проситься. Позаботьтесь о том, чтобы горшок не был холодным и подходил малышу по размеру — не был ни слишком большим, ни слишком маленьким. Сама процедура не должна превращаться в развлечение, как это случается, если ребенку в такие моменты дают в руки игрушки. Специалисты советуют: если за 5—10 минут сидения на горшке ничего не произошло, малыша нужно поднять, а через некоторое время повторить попытку.

Кстати, контролировать функцию кишечника малыш в идеале начинает даже раньше, чем мочевого пузыря. К 1-1,5 лет многие дети уже способны проситься на горшок «по-большому», а ближе к двум и «по-маленькому». Правда, до 3—4 лет карапуз еще может иногда писать в штанишки (например, когда заиграется или во время сна), так что ему необходим некоторый запас колготок и трусиков.

Учить малыша одеваться и раздеваться следовало начинать еще до года, говоря ему во время этих занятий: «Подними ручки!», «Дай ножку». После года ребенок уже способен сам снимать с себя носки, шапку, колготки. После двух он может и одеваться. 

Ему будет легче это делать, если одежда правильно и аккуратно уложена после раздевания, вывернута на лицевую сторону, пряжки или липучки на туфельках предусмотрительно расстегнуты. Но полностью раздеться и одеться без посторонней помощи ребенок способен лишь к трем годам!

Очень важны навыки аккуратной еды, и прежде всего — умелое обращение с ложкой, умение сидеть за столом. До года мамочки нередко кормят деток, держа их на руках. От этого тоже надо отказаться — кормите малыша как большого, усадив на специальный детский стульчик или за низенький столик.

Есть контакт!

Специальные наблюдения педиатров и психологов свидетельствуют: легче всего адаптируются к детскому коллективу малыши, которые хотят и умеют общаться и со сверстниками, и со взрослыми, причем не только с близкими, но и с малознакомыми. А как же общаться, если еще толком говорить не умеешь? Объясниться, конечно, можно и жестами, но лучше будет, если вы научите малыша специальным формулам вежливости, облегчающим контакт: «Здравствуй», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста», «Как тебя зовут?», «Давай поиграем», «Хочешь машинку?», «Я Саша, мне 3 года».

Практикуйте игры, основанные на вопросах и ответах: они способствуют развитию речи и мышления вашего ребенка. Постройте вместе с ним домик из конструктора, поместите туда игрушечных мишку, кошку, собачку, мышку. Пусть малыш задает вопрос: «Кто в домике живет?» и, показывая одного за другим его обитателей, отвечает за них: «Мишка в домике живет». В такой игре могут участвовать несколько детей!

Устраивайте во время прогулок коллективные детские игры — с мячиком, в «салочки», в «кошки-мышки». 

Научите своего ребенка обмениваться игрушками с другими малышами, по очереди с ними кататься на велосипеде, качелях и карусели, ходить по бревну, кататься с горки. Все это поможет ему быстро освоиться в детском коллективе, легко завести себе друзей и наладить контакт с воспитателями.

23 августа, 2021 by