«Пальчиковое рисование с детьми младшего дошкольного возраста»

 Нетрадиционное рисование во второй младшей группе

С раннего возраста нужно прививать детям любовь к искусству и поощрять творческие проявления. Нетрадиционная техника рисования в детском саду развивает ум и творческие способности. Малыш учится связывать единую композицию, создавая её из мелких деталей, гармонично располагать различные элементы, реализовать задуманное или импровизировать.

Необычные техники рисования имеют массу преимуществ:

  • Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей. Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
  • По сравнению с традиционным рисованием, необычные техники позволяют затрачивать значительные меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы. 
  • Благодаря использованию всевозможных материалов, различных по форме, размеру и фактуре, у детей развивается мелкая моторика. Это в свою очередь положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга.
  • Необходимость смешивать цвета и находить новые оттенки. Это развивает цветовосприятие и эстетический вкус.
  • Дети знакомятся с формой и объёмом, что развивает пространственное мышление и воображение.
  • Применение необычных инструментов и материалов помогает научиться принимать нестандартные решения, находить ответы в любых ситуациях.
  • Развивается внимательность, усидчивость и способность к концентрации. Однако это происходит легко и без принуждения, поскольку большинство техник подразумевают выполнение рисунка за короткий промежуток времени. Это даёт ребёнку возможность постепенно привыкать к новым видам деятельности.
  • Детям прививается эстетический вкус, развивается эмоциональная отзывчивость.

Рисование ватными палочками (метод тычка)

Во второй младшей группе ребятам предлагаюся несложные нетрадиционные техники, не требующие особой усидчивости и точной координации движений. Например, это рисование ватными палочками. Это очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.

Подходящая тематика занятий:

  • Заполнение силуэта, обозначенного воспитателем на бумаге (яблоко, рыбка, бабочка, мишка, котёнок и пр.).
  • Украшение различных бумажных форм: ложки, варежки, ёлочки, салфетки и пр.
  • Дополнение дерева или просто веточки листочками, ягодками (рябина, мимоза и пр.), педагог при этом заранее рисует на основе ветку или ствол дерева.
  • Рисование снега или дождя.

Рисование пальчиками

При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге, (только след от пальчика будет крупнее, чем от ватной палочки).  Конечно же, маленькие дети приходят от этого восторг.

Подходящая тематика занятий:

  • образование точечного следа на бумаге (пятна божьей коровки, шляпки мухомора, бусы для куклы) 
  • проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).

Рисование ладошками

Одна из любимых детьми техник — рисование ладошками. Это очень просто и весело: в блюдце с краской (разбавленная гуашь или опять-таки пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони (как вариант на ладонь можно нанести краску кисточкой). Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги. Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, завершающими образ. Также маленькие дети очень любят коллективные поделки. Где вся группа детского сада учавствует в одной общей художественной работе. Например, можно с помощью ладошек изобразить лучики у солнца.

Тематика занятий:

  • «Цветы»
  • «Солнышко»
  • «Дерево»
  • «Рыбка»
  • «Динозавр»
  • «Петушок»
  • «Осьминожка»

Рисование в технике отпечатка

Все дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины

1 – комочек мятой бумаги.

Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних  (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных). Краска берется их баночек или акварельки, капается на мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток на черновом листе и если нравится переносим на бумагу.

2 – гофрокартон.

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка.  Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования . Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Штамп для зеленого листика делаем из рулончика от туалетной бумаги.

3 – пушистые помпоны.

В поделочных магазинах (или на сайтах для поделок) можно купить мешок с такими мягкими помпончиками. Если к каждому прицепить прищепку, то получим удобную держалку для работы. В технике помпонография можно создавать декор для росписи плоских деталей поделок. А также рисовать картины белых воздушных одуванчиков акварелью.

4 – втулка от туалетной бумаги.

Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам вдоль, и мы получим штамп полукольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки.

Также вы можете край рулона нарезать в фигурные лепестки – и получится готовые лепестки для картин. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов для детей младшей группы. 

5 – пузырчатая пленка.

Упаковочная пленка с пузырьками тоже дает интересный узор отпечатка, который можно обыграть в нетрадиционном рисовании в детском саду. Например сделать отпечаток пчелиных сот.

6 – штампы из картошки.

Из половинок картофеля можно вырезать штампы любой формы. Разрезаем картофель пополам. Вытираем моркрый срез картошки бумажной салфетокой. На срезе маркером рисуем очертания будущего штампа. Вырезаем ножом по нарисованным контурам.

Лучше для штампов выбирать продолговатые вытянутые картофелины. Чтобы детская рука могла удобно обхватить картошечку. Ниже на фото мы представляем только две темы для такого нетрадиционного рисования – совы и тюльпаны. Но вы можете придумать свои варианты. 

Рисование свечой

Загадочный метод рисования — это изображение свечой. Воспитатель заранее рисует на бумаге какие-то образы или узоры, а затем предлагает дошкольников закрасить основу акварелью. В результате на листе проступает рисунок, что вызывает у малышей удивление. Этот эффект усилит правильная мотивация со стороны педагога: он может заверить детей, что они превратились в настоящих волшебников, фокусников.

Для такого занятия подойдёт любая тема, например, солнышко, цветы, животные, морозные узоры на окне, снежинка, подводный мир и пр.

Ближе к концу года во второй младшей группе задание можно усложнить: вначале дети сами рисуют свечой какой-то простейший предмет или объект, а затем покрывают лист краской.

Рисование вилкой

Методика создания картин при помощи этого способа весьма проста. Для работы понадобятся пластиковые вилки и гуашевые краски, разведённые до консистенции сметаны. На поверхность плотной бумаги или картона толстым слоем наносится краска. Затем вилкой нанести необходимые штрихи. Дорисовать недостающие элементы карандашом или кистью.

Этот метод хорошо подходит для изображения листвы деревьев, густой травы, шерсти животных, дождя. В результате получаются рельефные картины, отличающиеся живостью и необычностью.

12 января, 2020 by admin