Профессии в музыке

Консультация  для родителей.

Профессии в музыке.

   Люди наслаждались музыкой с древнейших времён. Музыка рождалась вместе с человеком. Она была и остаётся врождённой потребностью, такой же насущной, как потребность в еде, одежде и жилище. Люди, прислушиваясь к бесконечно разнообразным звукам окружающего мира: птичьему пению, шуму дождя, шелесту листьев, —  также находили и в своих собственных голосах некую музыкальную выразительность.

Первые песни и первые музыкальные инструменты.

Первыми песнями, которые сложили люди, стали магические заклинания, обращенные к богам, а первые музыкальные инструменты, о которых нам известно – полые кости мамонтов. Позже музыкой стали сопровождаться не только религиозные обряды, но и развлечения. Например, древние греки сопровождали музыкой свои театральные постановки. Долгие столетия музыку запоминали только со слуха. Около 1000-ого года, бенедиктинский монах Гвидо из Ареццо, собрав вместе известные ему теории музыковедов, создал, наконец, единую логическую систему записи и чтения музыкальных сочинений. С того момента, когда музыку научились записывать, появилась возможность сохранения авторства у музыкального творения. Конечно народная музыка, которая передаётся из уст в уста, существует и ныне, так как творчество народное неисчерпаемо. Но теперь мы можем наслаждаться и наследием профессионалов, которые смогли, благодаря нотной записи, оставить нам в дар свои произведения в том виде, в каком были созданы первоначально.

Профессии в музыкальной среде…

Музыкой можно заниматься профессионально, а можно для себя. Музыкант — это человек, умеющий играть на музыкальном инструменте. Но так же к представителям этой профессии относятся: композиторы, вокалисты, инструменталисты, дирижёры, аранжировщики и так далее —  то есть те люди, которые по роду своей деятельности прямо связаны с музыкой. 

Музыка (от греч. муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

Музыканты — люди, которые играют на каком-либо музыкальном инструменте или занимаются музыкой профессионально.

Вокалист — сольный певец или артист хора;

Инструменталист — в академической музыке обычно называется исполнителем;

Композитор — автор музыки;

Дирижёр — руководитель оркестра или хора (в последнем случае также может называться хормейстером)

Аранжировщик — (аранжировка – это переложение, транскрипция музыки для оркестра, ансамбля, хора и так далее.) То есть АРАНЖИРОВЩИК — это такой музыкант, который одно и то же музыкальное произведение может «переписать» в том виде, в каком это необходимо. Например: песню, написанную для голоса с фортепиано, можно переписать так, что бы мог играть целый оркестр, а петь большой хор с различными голосами или наоборот. 

Музыка – очень сложный вид искусства, поэтому сложно описать все профессии связанные с ним, но и этих, перечисленных выше, уже достаточно, что бы познакомить ребёнка с миром музыки и, может быть, открыть ему дорогу в его будущее. Мало кто может точно предугадать, кем станут наши дети. Но, чем больше знаний, тем больше возможностей.

Как рассказать ребёнку о музыке и музыкальных профессиях?

       Благодаря телевизору, плеерам, магнитофонам, музыкальным центрам, мобильным телефонам и компьютерам теперь можно слушать музыку где угодно. Десять лет назад любимую мелодию было не очень легко найти. Сейчас же с помощью интернета без особых проблем вы сможете скачать всё, что вам понравится. Технический прогресс значительно упрощает нам жизнь, позволяя создавать, «доставать» музыку и не расставаться с ней ни на минуту. Но при этом очень важно: КАКУЮ музыку слушать нашим детям и КАК.

        При огромном разнообразии музыки для детей у родителей всегда есть выбор, что предложить своему ребёнку. Но я хочу обратить внимание на ту музыку, которая незаметно окружает нас в быту. Она кажется неприметной, на первый взгляд, а так хочется, что бы наши дети услышали её и, может быть, рассказали, что слышится им в этих незримых звуках. А может быть и кто-то из них нашёл бы, в бедующем, своё место в одной из музыкальных профессий.

1 БЕСЕДА.

Я иду со своим маленьким сыном домой, и вдруг, где-то за домами зазвучала автомобильная сирена, её звук двигался по направлению к нам. Машина должна была вот-вот выехать из-за поворота. «Как ты думаешь, — спросила я – какая машина едет?». Сын подумал и ответил – «Кажется, скорая помощь».  Да, и действительно, через несколько секунд на ближайшую дорогу выехала скорая помощь. «А как же ты догадался?» — спросила я. «Не знаю.  Просто так звучало – У-у-У-у». «А ты заметил, какие тревожные звуки издаёт эта машина: то высокий звук, то низкий, они бесконечно долго повторяются, словно хотят своим надоедливым пением обратить на себя внимание.  Для чего же такой сигнал нужен этой машине?»  «Это, что бы все заметили и уступили дорогу» — ответил сын. «Правильно. Молодец! – подтвердила я — Только такая музыка может привлечь внимание всех на дороге. Она очень громкая и вызывает тревогу. Как будто машина просит всех расступиться, спеша на помощь к больному». 

2 БЕСЕДА.

По телевизору заканчивался художественный фильм. На экране уже шли титры, и звучала песня. В кухню, где стоял телевизор, вошёл мой сын, Саша. Он начал тихонько подпевать мелодию, пытаясь повторять слова.

— Ну, что, песня понравилась? – спросила я.

— Ага! – ответил он.

— И что же в ней такого хорошего?

— Весёлая! – с улыбкой сказал Саша. 

— Значит, ты любишь весёлые песни?

— Люблю!

— А я всякие люблю: и весёлые и грустные. Главное, что бы песня нравилась.

— А мне эта понравилась – поспешил ответить Саша на мои слова.

— Ладно, попробую её найти для тебя в интернете. А ты знаешь, кто нужен для того, что бы появилась песня?

— Певец. 

— Ну, это конечно так, но не совсем. Бывает, конечно, что человек придумает песню, да сам и споёт её для людей. А бывает и по-другому. И я тебе сейчас об этом расскажу.

     Есть две такие профессии: поэт и композитор. Случится так, что композитор прочитает стихи, и если они ему понравились, напишет к стихам музыку. Тогда получается песня. А может быть и наоборот. Услышит поэт красивую музыку и захочется ему написать к ней стихи, да так, что бы можно было стихи петь под эту музыку. Вот тебе и песня. А если нужно, чтобы песня зазвучала красиво, то зовут певца (вокалиста) и музыкантов-инструменталистов (скрипачей, трубачей, барабанщиков и прочих), которые целым оркестром будут играть сочинённую музыку. Вот и зазвучит песня так, что всем захочется её послушать. Потому что над песней потрудились настоящие профессионалы: композитор, поэт, певец и музыканты-инструменталисты.

3 БЕСЕДА.

Были мы как-то на военном параде с сыном. Играли военные оркестры. Перед каждым оркестром выходил дирижёр и взмахивал палочкой. Сын ещё маленький, 5 лет. Многое ещё не понятно человеку в таком возрасте. Но главное, что всё интересно. И «мир» он разглядывает с большим любопытством. Как здесь можно удержаться от того, что бы наполнить происходящее смыслом. Конечно же, начинаешь рассказывать, но по-хитрому. Делаю вид, что и для меня всё увиденное в новинку.

— Здорово! Правда? Хорошо играют?- с восторгом говорю я.

— Да!…  А я знаю какой у того солдата инструмент.

   И сын начинает показывать и рассказывать о том, что успел «накопить» за свою не большую жизнь. С удовольствием представляет мне трубача с золотистой трубой, барабанщика, лихо отбивающего маршевый ритм, валторниста, который легко, без видимого напряжения, марширует с тяжёлым инструментом, свёрнутым в изящную улитку. Указывает то на одного музыканта, то на другого. И потом, вдруг, подмечает:

— А вон тот дяденька машет палочкой так же, как и музыка играет.

— Да, похоже. Но это не совсем так. Если ты приглядишься внимательнее, то заметишь, что – это музыка играет так, как машет палочкой этот дяденька. Его профессия называется «дирижёр». Он руководит всеми музыкантами в оркестре. И только он решает, как будет звучать музыка: громче или тише, быстрее или медленнее. Именно от него зависит: дружно будут играть музыканты или нет, вовремя ли зазвучит труба, в нужном ли месте ударят барабаны. Посмотри, как много музыкантов, сложно им без командира. А дирижёр их главный командир. И не только в военном оркестре, но и в любом другом.

— Я тоже буду командиром! – говорит сын, подбирая прутик на земле. Он начинает взмахивать им из стороны в сторону в ритм звучащей музыки. Мне становиться смешно, глядя на него.  «Вот выдумщик» — думаю я. А вслух поправляю:

— Да нет же, не командир, а дирижёр!

— Ну, да, дирижёром я буду!

— Будешь, кем захочешь  – отвечаю я. Подхватываю его на руки, что бы поднять повыше. А он всё продолжает махать прутом. 

    Пусть командир – дирижёр немного покомандует. Наверное, ему кажется сейчас, что оркестр слушается только его. Радостно моему командиру и мне тоже радостно!

25 апреля, 2021 by