«Развитие словообразования у дошкольников через дидактические игры»

Консультация для родителей: «Развитие словообразования у дошкольников через дидактические игры»

 Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К.Д. Ушинский подчеркивал, чтобы усвоить грамматически правильную речь, в дошкольном возрасте у ребенка необходимо с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.

Рассмотрим одно из направлений  грамматического строя речи — словообразование— раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Словообразование включает в себя:

  • лексико-грамматические игры и упражнения, направленые на формирование умений:
  • правильно употреблять несклоняемые существительные;
  • правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
  • согласовывать слова в предложении в роде и числе;
  • образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.

Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра.  Как ведущий вид деятельности дидактическая игра. С помощью игр – занятий взрослый не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

В младшем и среднем возрасте наиболее ярко у детей  проявляется  словотворчество- процесс формирования правил, обобщений, где дети  говорят свои «новые» слова. Дети овладевают  системой  словоизменения – образование форм слова при изменении слова по падежам, числам, родам, временам. Например: мама, мамы, маме, мамой и т.д., шел, шла, шли и т.д.; зеленый, зеленая, зеленые, зелеными и т.п.

Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов,  он начинает усваиваться уже на втором году жизни.

С детьми можно играть в  такие дидактические игры, как :

Дидактическая игра   «Большой — маленький».

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Оборудование: карточки с изображениями домашних животных.

Инструкция: Дать ребенку три карточки одного вида животного. Пусть ребенок самостоятельно или с помощью взрослого расположит правильно животных: кошка-котенок-котята; корова-теленок-телята и т. д.

Дидактическая игра Игра «Назови ласково»

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова

Дидактическая  игра  «Кто у кого?»

Цель: закреплять знания детей о животных, о названиях детенышей и семьи. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуду.

Дидактическая игра  «Папа, мама, детеныш»

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.

Дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец. В среднем дошкольном возрасте проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах В этом возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи. Особое внимание в играх.

 Д/и «Кого не стало»- учить  употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

«Чей голос?» уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает).

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования через такие игры, как «Кто что делает?», «Добавь слово» —  использование в речи глаголов с приставками.

Развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова выделяют три этапа работы по формированию словообразования:

1-й этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

2-й этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3-й этап: уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.

Игры 

Предлагаю поиграть в некоторые дидактические игры  по словообразованию.

Д/и «Назови ласково» или «Кто больше придумает ласковых слов»

Цель игры. Учить образовывать новые однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

ЗадачиРазвивать фонематический слух; мыслительную и речевую активность детей.

Ход игры:

Детям предлагается слово «Заяц», они  подбирают слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример, «Заяц – зайка – заинька – зайчишка – зайчонок».

Затем предлагается придумать однокоренные слова  при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Первая команда  придумывает слова  к слову «Река», вторая — к слову «Мост».

Пример,

Река – речка – реченька – речушка; речонка, речница, заречье;

Мост — мостик — мосточек – мосток.

 «Подбери родственные (однокоренные) слова» 

1 команда: Снег, снежок, снежный, заснеженный, подснежник, снегурочка, Снежок, Снеговичок, Снежиночка , Снеговой , Снеговики …

2 команда: Мороз -, Морозко, морозец, морозы, заморозок, морозный, морозить, морозильник, подморозило, морозные, отморозили, морозил, морозище

С детьми можно поиграть в игры «Чья? Чьи?»

Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных.
Д/и Чьи хвосты?, «Чья голова?», «Чье ухо? (уши), чьи?»

Для игры с детьми воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».

Например, однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?»

Играющие называют:

Это тигриный (львиный, верблюжий, обезьяний, слоновий, беличий)

Чья это голова? Это тигриная (львиная, верблюжья, обезьянья) голова.

Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?

Нарушения словообразования  у детей  проявляются в трудности в подборе родственных слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем.

Дети  неверно подбирают суффиксы (“домок”, “деревочко”).

В словаре детей отсутствуют сложные слова (“ледоход”, “соковыжималка”).

Дети затрудняются называть детенышей животных.

Так в игре «Чья мама, чьи дети?» дети говорят: у коровы- коровки,  у волка- волчаты, волчики, у курицы- цыпляты, цыплятаки.

Предлагаю назвать детенышей и родителей: бегемота, носорога, оленя, панды и др.

— Бегемот, бегемотиха и детёныш бегемота

— Носорог, самка носорога и детёныш носорога

— Олень, олениха, оленёнок

— Панда, детёныш панды

— дятел, самка дятла, Птенец дятла, в зоологии используется дятлёнок

— Самец лягушки, Лягушка, Лягушонок.

У детей имеются трудности в образовании всех разрядов прилагательных — относительные  прилагательные: 

Например, варенье (какое?) — персиковое, абрикосовое и т.д. (называют воспитатели). Сок (какой?)  — яблочный, томатный, банановый.

Вопрос: как называется сок из киви? Ответы воспитателей.

Ответ. Слово киви не склоняется по падежам, так же как и Сочи, пальто — это словарные слова. Значит сок из киви так и будет «сок из киви

Поиграв в  игру «Жадина», дети учатся  образовывать притяжательные местоимения. 

Дидактическая игра «Куда что кладут»(посуда) — учит детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса —ниц— со значением вместилища (посуды).

Игра с воспитателями:

Хлеб кладут в ХЛЕБНИЦУ

Сахар — в САХАРНИЦУ

Варенье — в ВАЗОЧКУ ДЛЯ ВАРЕНЬЯ

Конфеты — в ВАЗОЧКУ ДЛЯ КОНФЕТ (конфетницу)

Сухари — в СУХАРНИЦУ

Рыбу — в БЛЮДО ДЛЯ РЫБЫ

Салат — в САЛАТНИК                                      

Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них: ледокол — лёд и  колоть, пешеход — пешком и ходить

Предложить воспитателям  назвать сложные слова:

Машина, которая чистит картофель – картофелечистка

машина, которая сажает картофель – картофелесажалка

Мешает глину — глиномешалка

Варит кофе — кофеварка

Собирает пыль — пылесос

Мясо рубит — мясорубка

Выжимает сок — соковыжималка

Натирает пол — полотер

Возит молоко —  молоковоз

Ходит по луне — луноход

Чистит овощи — овощерезка

Ходит везде — вездеход

Возит мусор – мусоровоз.

Игра со  взрослыми: «Назови профессии».

Предложить воспитателям назвать профессии  (словообразование существительных мужского рода) с суффиксом –щик-.  

Воспитатели называют профессии: барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.

Рассмотрим морфемный способ словообразования — приставочный, приставка присоединяется к целому производящему слов.

Воситатели называют примеры глаголов, образованных приставочным способом: ходит — заходит, приходит, выходит, обходит, отходит, переходит.

Итог. Таким образом для нормализации  словообразовательных навыков  детей  необходима  систематическая целенаправленная  работа с детьми  и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы.

Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков,усвоению реевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря детей.

К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

6 декабря, 2019 by