Ребёнок и природа

https://cstor.nn2.ru/userfiles/data/ufiles/2015-10/ad/86/8f/561c124f2088e_14.jpg

Всё хорошее в людях — из детства! 
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем: 
Удивиться, узнать, полюбить! 
Мы хотим, чтоб земля расцветала, 
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни.

Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Для успешного экологического воспитания дошкольников родителям необходимо соблюдать следующие условия:

1. Научить ребенка любить и уважать все в природе.                                                  2. Научить дошкольника жалеть живое существо, так как ему больно, как и нам.                                                                                                                                          3. Воспитывать в ребенке доброту и человечность.                                                                4. Учить детей с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы.                                                           5. Дать детям первоначальные знания о живых существах, используя художественную литературу, продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация и конструирование из природного материала).                                            6. Научить ребенка видеть и понимать состояние другого существа, например, почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности. 7. Пойти с дошкольниками на прогулку, в поход, путешествие, чтобы он увидел парк, берег речки, лес, поле со всеми своим обитателями.                               8. Рассказать ребенку, что нельзя брать животных из леса, так как они должны жить в своем доме.                                                                                                              9. Предупредить, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека.                                                  10. Завести дома какое-либо животное, чтобы он мог ухаживать за ним, потому что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности. 11. Давать возможность дошкольникам самим участвовать в уходе за растениями. Не следует требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за ними.                                                                                                      12. Любить природу самим. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру.                                                     13. Помнить, что знания детей базируются на их личном опыте. Поэтому рекомендуется во время прогулок с детьми обращать их внимание на изменения в природе, наблюдать вместе с детьми за погодой, обратить внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.                                                      14. Беседовать с дошкольниками о насекомых, птицах, растениях, сообщать им интересные факты о них. 

Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.

Какие же средства можно использовать дома для экологического воспитания детей?

Наблюдение в природе. Наблюдение — основной и самый доступный метод ознакомления детей с природой. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе. Наблюдения можно организовать каждый день по дороге в детский сад и домой. Вместе с детьми можно наблюдать за погодой, поведением птиц, за развитием растений, сезонными явлениями. Формируя представление о каждом сезоне, нужно направить внимание детей на характерные особенности. Например, в неживой природе — на температуру воздуха (зимой холодно, весной тепло, летом жарко), осадки (зимой — снег, весной, осенью — дождь и т.д.), а в живой природе на состояние растительности (деревьев, травяного покрова, цветущих растений), насекомых, птиц, животных. Все наблюдения можно фиксировать в «дневнике наблюдений» или на «календаре наблюдений». 

Посильная трудовая деятельность. Уход за домашними животными, полив комнатных растений. Если вы располагаете дачным участком, то здесь как нигде можно тесно познакомиться с  природой. Предложите ребенку что-нибудь посадить вместе, ухаживать за растением и пронаблюдать, как оно развивается из маленького семечка в большое растение. Лучше всего если это растение окажется практически применимым, то есть, его можно будет съесть. Дети, как известно, не обладают большим терпением. И если процесс выращивания затянется надолго, они могут просто потерять интерес, поэтому выберите быстрорастущую культуру — укроп, редиску. На примере одного маленького растения объясните ребенку весь процесс жизнедеятельности флоры целиком. К тому же, если вам удастся заинтересовать ребенка и привлечь его к садово-огородным работам, то он с удовольствием съест полезные овощи, в выращивании которых принимал непосредственное участие.

Чтение художественной литературы, рассматривание и чтение энциклопедий.

Поход. Рыбалка. Поход для ребенка — настоящее приключение. Здесь вы сможете познакомить малыша с дикой природой, рассказать про лесных жителей. Процесс рыбалки очень увлекателен для детей, даже если у них и не получится похвастаться богатым уловом, можно на примере рыбалки на червяка объяснить им про пищевые цепочки. Ночью вы можете услышать много новых непонятных звуков. Расскажите ребенку, что есть дневные жители леса, а есть ночные.

Игра. Настольно-печатные игры, словесно-дидактические игры. 

«Экологические игры с ребенком»

Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре. 

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз. 

Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор. 

1. заяц, ёж, лиса, шмель;                                                                                                    2. дождь, снег, облако, роса;                                                                                              3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;                                                                              4. корова, волк, овца, кролик;                                                                                                 5. трясогузка, паук, скворец, сорока;                                                                                   6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;                                                                                             7. ель, берёза, яблоня, осина;                                                                                             8. лиса, свинья, лось, кабан                                                                                                       9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;                                                      10. лес, парк, роща, тайга. 

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы. 

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» — ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» — животное, обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озёр и океанов. 

Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» — имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображает полёт птицы. 

22 июня, 2020 by