Речевая готовность детей к школе

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. 

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Показатели речевого развития детей 6 — 7 лет

К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Ребенок должен:

— Уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш], твёрдые от мягких ([т-ть], [д-дь]) и т. д.

— Называть слова на заданный звук.

— Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.

— Определять последовательность и количество звуков в слове.

Активный словарь ребёнка к 6-7 годам увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. У детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Всеми категориями грамматики ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью. Это и:

— Употребление существительных в именительном падеже единственного

и множественного числа (стол-столы, дерево-деревья).

— Образование существительных множественного числа в родительном падеже

(дом-дома, ухо-уши).

— Согласование прилагательных с существительными (Юбка какая? — розовая).

— Согласование существительных с числительными (два озера, пять озёр).

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

(заяц – зайчик, шкаф — шкафчик).

— Образование названий детёнышей животных (у собаки – щенок, у овцы – ягнёнок).

— Образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа, заячьи уши).

— Образование относительных прилагательных (шляпа из соломы – соломенная, компот из слив – сливовый).

— Образование приставочных глаголов (уходит, входит, выходит, переходит).

Развитию грамматического строя речи способствуют такие  игры и упражнения как: 

-«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.

-«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.

-«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …

-«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.

«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»

Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.

Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: 

* «Кто больше слов скажет про куклу, мяч»: Кукла – большая (маленькая, красивая.. Мяч – круглый, разноцветный, резиновый..)

*  «Назови ласково»: дерево – деревце, глаз — глазик… 

* «Скажи по-другому»: высокий – низкий, длинный – короткий, добрый –злой

* «Я начну, а ты продолжи»: Зимой идёт снег, а летом…, Днём светло, а ночью…., Осенью птицы улетают в теплые края, а весной…

* «Добавь слово»: справа от меня стоит стол, а слева…(в неё можно играть не только для закрепления знаний детей о положении предметов в пространстве, а также на употребление антонимов (противоположности) (высокий-низкий, добрый-злой, плохой-хороший, умный-глупый, тёмный-светлый, употребление качественных прилагательных (девочка (какая) красивая, тем самым способствуя изучению детьми новых слов и, закрепляя старые, обогащая словарный запас.)

Связная речь достаточна развита. В самостоятельной речи используют распространённые и сложноподчинённые предложения. Составляют рассказы не только по картинкам, но уже на заданную тему.

Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренируется память. Выступая друг перед, дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.  

Улучшению звукопроизношения способствует проговаривание и заучивание  чистоговорок и скороговорок (Клава клала лук на полку позвали к себе Николку; У моей сестры Марины щёки словно мандарины, а сама сестра Марина чуть поменьше мандарина).

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?»«почему?»

Советы родителям

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.

Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки»«Каких животных ты знаешь?»«Скажи по-другому»«Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. 

Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимостиот окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

20 февраля, 2022 by