«Северное сияние»

В детском саду прошел проект «Северное сияние»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26873_2dbca6d045783110d8643c69a98c019e.jpg.jpg

Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста любви к природе родного края.
Задачи:
Дать детям элементарные представления о красоте такого природного явления, как северное сияние.
Развивать у детей чувство прекрасного.
Воспитывать любовь к родной природе, к поэзии.


Северное сияние.

Выйдешь на улицу, глянешь на небо,
Ярко зелёная полоса
Перечеркнула от края до края
Эти тёмные небеса.
То замрёт, то помчится игриво,
Набирая цвет на бегу,
То уйдёт, то назад возвратится,
Говоря: “Без тебя не могу”.
Я иду и она со мной рядом,
Улыбнусь, а она подмигнёт,
Засмеюсь и, как — будто награда,
Надо мной цветок расцветёт.
А пойду я домой – попрощаюсь
И она стоит, словно ждёт.
Я уйду, а она вдруг растает. 
Друг о друге мы помним весь год.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26873_2c420a18941ecee341d0b4585c00cd40.jpg.jpg
https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26873_5e88a737fe58fede58d72a7914b7bf59.jpg.jpg

Немного о северном сиянии.

Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы или на всём небосводе с востока на запад вспыхивает многоцветный пульсирующий занавес.
Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах ничто иное как танец богов. Некоторые племена видели в этом явлении недоброжелательность, и даже брали оружие для защиты, если им приходилось выходить на улицу. У нас на Руси сияния прозвали пазорями или сполохами – от слова «зоря» и от слов «полошить», «тревожить».
Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с разряженными частицами газов – кислорода и азота, и заставляют их светиться. Но увидеть этот феномен можно лишь в высоких широтах земного шара, поскольку солнечные частицы проникают лишь в зоны вокруг магнитных полюсов Земли на Севере и Юге. Атомы кислорода дают алое и зелёное свечение, а азота – фиолетовое.
Интересно, что на Севере и Юге эти явления случаются практически всегда одновременно и становятся зеркальным отражением друг друга – это кольца диаметром около 4 тысяч километров вокруг каждого полюса. При этом сияние не стоит на месте, оно движется, меняя свою форму и местоположение.
Северное сияние всегда интересно. Но подобные чудеса природы доступны не для всех жителей Земли. В России северное сияние можно увидеть почти во всех регионах, расположенных вблизи Полярного круга, начиная от Мурманска и заканчивая Чукоткой. В общей сложности жители Заполярья могут наблюдать это уникальное явление до двухсот ночей в году.
Во время полярного сияния за короткое время выделяется огромное количество энергии. Некоторые вспышки сравнимы с потреблением энергии всей Россией за день!
И всё же, пока, учёные не нашли способа предсказать появление полярного сияния. А среди эскимосов распространен миф, что полярное сияние может быть вызвано свистом, в то время, как хлопок в ладоши заставит его погаснуть.

Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. В течение проекта мы с детьми много беседовали, рассматривали иллюстрации, рисовали, играли и т.д.

Цель:

— Развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера.

— Воспитывать уважение к малым народам, проживающим на севере нашей страны.                                                                   

— Побуждать детей изучать жизнь и быт других народов.

— Познакомить с играми народов Севера.     

— Обогащать словарный запас за счет слов: чум, нарты.

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_155024.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154938.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154927.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154916.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154907.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154843.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154821.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154425.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154403.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154353.jpg
C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20190422_154340.jpg

Играли в игру «Узнай по описанию животных Севера»

По словесному описанию дети отгадывают о каком северном животном говорится.

Это животное живет рядом с человеком, у него ветвистые рога (олень).

Это животное дикое, у него ценный белый мех (песец)…

Играли с детьми в подвижные игры, такие как:

«Ловля оленей» (с метанием и ловлей)

Цель: Развивать меткость, умение метать в горизонтальную цель.

На площадке ставится оленья голова с рогами. На расстоянии 1.5 – 2 метра вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они накидывают на рога оленя веревочную петлю (кольцо). Дети могут накидывать петлю по двое одновременно. Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя. Указания: Набрасывать петлю можно только по сигналу.

«Отбивка оленей» (с метанием и ловлей)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.

Группа детей – оленей находится внутри очерченного на полу или на площадке круга. Два пастуха стоят за кругом напротив друг друга. По команде «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от них на противоположную сторону. Олень, в которого попали, считается отбитым. После 5 –6 повторов каждый пастух подсчитывает отбитых им оленей. Указания: Отбивать оленей можно строго по команде. Стараться попасть в ноги.

«Олени и пастухи» (с метанием)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.  Ход игры: Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки – олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Указания: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«Куропатки и охотники» (с лазаньем и ползанием)

Цель: Развивать умение координировать движения рук и ног, быстроту реакции.

Ход игры: Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся, за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки летают.

Указания: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающим.

«Рыбаки и рыбки» (с бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение бегать врассыпную.

Ход игры: На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их. Указания: Ловить детей – рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Консультация

Развитие связной речи детей в домашних условиях

Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках. 
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими. 
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребенок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. 
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. 
Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребенка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребенка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребенок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки. 
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ. 

Как же могут родители помочь своему ребенку овладеть умениями и навыками связной речи? 
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?». Следите, за тем, чтобы ребенок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. 

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

«Бег в снегоступах» (Эстафета)

Цель: Развивать быстроту бега, умение действовать в команде. Оборудование: Снегоступы – по количеству команд, ориентиры. Ход игры: Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущий каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег. Указания: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

«Важенка и оленята» (с бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту бега, внимание. Оборудование: Обруч / мел, маска волка.

Ход игры: На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею — оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно… Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставленья мамины – играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Указания: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«Оленьи упряжки» (с бегом)

Цель: Развивать быстроту бега, ловкость, умение детей действовать сообща. Оборудование: ориентиры. Ход игры: Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок – каюр ловит своего оленя. Указания: Преодолевая препятствие, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Малоподвижная игра «У оленя дом большой»

Цель: развить умение использовать мнемонические приемы для запоминания текста. Ход игры: воспитатель, совместно с детьми, выполняют движения согласно тексту. У оленя дом большой (руки над головой накрест) Он глядит в свое окошко (руки перед лицом) Заяц по лесу бежит (изобразить зайца) В дверь к нему стучит — (имитировать стук). Стук, стук дверь открой (большим пальцем показать через плечо охотника). Там в лесу охотник злой Заяц, заяц забегай, лапу подавай (вытягивают руку вперед). Повторяются слова 3-4 раза с увеличением темпа.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере. Игровой материал: строительный материал, технические игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор игрушечных животных и птиц, предметы-заместители. Игровые роли: милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д. Ход игры: педагог может предложить детям соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема). При обыгрывании постройки использовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, предметы (электрический фонарик, насос). Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу. В игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников. Далее ребята могут побывать на теплоходе: осмотреть его, совместно с воспитателем повторить название отдельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети могут понаблюдать за работой матросов (матрос убирает и подает трап, делает приборку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспитатель обращает внимание детей на слаженность их действий, взаимопомощь, четкое выполнение всех команд капитана, заботливое отношение к пассажирам. Общение детей с капитаном пассажирского теплохода, его рассказ помогут детям узнать, куда можно плыть по реке из нашего порта и откуда прибывают суда. По возвращении в группу педагог беседует с детьми о труде взрослых на теплоходе и в порту, об их взаимоотношениях, вызывает добрые чувства, желание подражать смелым и дружным речникам. С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог предлагает детям примерные сюжеты игр: «Рыболовы на реке», «Наша оленеводческая жизнь», «Праздник Оленевода», «В гостях народных жителей», «Экскурсия в чум. После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских взаимоотношений). Для создания интереса к сюжету игры «Мы отправляемся на Север» ребятам воспитатель может прочитать «письмо» из Ямала с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных северных городах и селах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдельные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрослых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники и др.).

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель: Расширение у детей представления о труде работников библиотеки. Формирование умений и навыков работы с книгой у дошкольников. Способствование умению применять в игре полученные знания. Побуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним. Ход игры: Воспитатель: Ребята недавно мы с вами ходили на экскурсию в детскую библиотеку. Работники библиотеки рассказали нам кто работает в библиотеке и как она устроена. Нам с вами очень понравилось экскурсия и мы организовали в нашей группе свою библиотеку. Мы отобрали для нашей библиотеки самые интересные книги и журналы, изготовили книжки- малышки, абонементы и формуляры читателя, на каждую книжечку наклеили книжный кармашек и сделали книжный формуляр. И сегодня я предлагаю нам с вами поиграть в библиотеку. Воспитатель: Дети, кто работает в библиотеке? Дети: Библиотекари. Воспитатель: Правильно. Библиотекарь хранит и отвечает за все книги и журналы в библиотеке, он выдаёт книги посетителям библиотеки. Как их называют? Дети: Читатели. Воспитатель: Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь вкладывает формуляр книги в абонемент читателя.  После того, как читатель прочтёт книгу, он должен вернуть её в библиотеку. Библиотекарь проверяет не повреждена ли книжка, вкладывает в неё обратно книжный формуляр /показывает/. Ребята, кто запомнил, какие отделы есть в библиотеке? Дети: Абонемент и читальный зал. Воспитатель: Да, в абонементе книги читатели берут домой, а читальный зал нужен, чтобы в нем читать книги, которые находятся в библиотеке в одном экземпляре. Это очень ценные книги и библиотекарь не может разрешить их взять домой. Там же, в читальном зале можно посмотреть много интересных журналов. Воспитатель: Итак, ребята, давайте поиграем. Сегодня библиотекарем буду я, а вы — читателями. Добро пожаловать в библиотеку! Включает запись песни про библиотеку, и игра начинается. Библиотекари расставляют книги, оформляют книжную выставку «Книги о Ямале». Приглашают посетителей библиотеки пройти в абонемент и читальный зал. Дети, выразившиеся желание быть читателями, проходят в библиотеку, сдают вещи гардеробщику. Библиотекари беседует с читателями, спрашивают, о чем они хотят почитать, советуют взять ту или иную книгу. В читальном зале дети рассматривают журналы. При необходимости дети обращаются с вопросами к воспитателю. Какое-то время спустя воспитатель объявляет, что сегодня в читальном зале состоится беседа о творчестве писателя и приглашает детей пройти в читальный зал, где оформлена тематическая выставка к юбилею писателя и коротко рассказывает детям о писателе и проводит анализ игры:

Во что мыс вами сегодня играли? Кто работает в библиотеке? Как справились ребята со своими ролями? Вам понравилась эта игра? В следующий раз роль библиотекаря берут на себя уже сами дети. При последующем проведении воспитатель вводит в игру новые роли и сюжеты.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин:

рыбный отдел» Цель: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. Словарные слова: витрина, кассир, кондитерская. Игровой материал: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки. Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер. Игровые действия: Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину). Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине. Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь в кассе, оплачивают покупку в кассе, получают чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу. Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора.

Сюжетно-ролевая игра «Шофер»

Цель: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права. Игровой материал: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права). Игровые роли: Водитель автобуса, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД), инспектор пропускного пункта. Разыгрываются сюжеты: «Ремонт машин» «Заправляю машину» «Мойка машин» «Грузовая машина везет песок на отсыпку дороги» «Едем в гости в тундру» «Поездка на дачу» Игровые действия: Водитель грузовой машины нагружает и выгружать грузы. Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. Пассажиры соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в дорогу. Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга – вытирает. Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги. Полицейский (инспектор ГИБДД), инспектор пропускного пункта – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.

БЕСЕДЫ

Беседа о Севере — Ребята, посмотрите, перед вами стоят разные животные. Скажите, что их объеденяет? (Они живут на Севере). — Правильно! Мы все с вами живём на Севере. Скажите, как называется край в котором мы живём? (Ненецкий автономный округ). — Молодцы! Показ слайд шоу «Природа Севера» — Наш северный край невероятно богат разнообразием своей природы. Это и бескрайняя тундра, удивляющая и восхищающая своей красотой. И разнообразие удивительных животных и растений, обитающих в ней. Дары нашего родного края человек использует уже с давних времён. Мясо оленя и зайца человек употребляет в пищу; шкуры этих животных используют для изготовления одежды и украшений;  шкуру оленя ненцы используют для утепления своего жилища – чум. От болезней использовали отвары трав и растений. Ягоды и грибы употребляют в пищу.

Дидактическая игра «Узнай по описанию растение Севера»

Дети работают в паре. Каждой паре воспитатель даёт карточку на которой 4 фотографии, из флоры и фауны растений и животных Севера. Дети рассматривают и рассказывают какая фотография и почему лишняя. После каждого ответа воспитатель хвалит детей.

Дидактическая игра «Узнай по описанию животных Севера»

Дети по словесному описанию отгадывают о каком северном животном говорится. — Это животное живёт рядом с человеком, у него ветвистые рога (олень). — Это животное дикое у него ценный белый мех (песец)…

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Салдаева И. О ЯМАЛЕ Снежные сугробы, таёжные леса, Грибы и ягоды, охота и рыбалка. Ты этот край узнал? Да, так и есть – тот наш Ямал!

Ямал – наш край, Ямал- наш дом. Здесь люди добрые кругом. И здесь творятся чудеса: Взгляни зимой на небеса.

Что видишь там, скажи нам ты? — На небе звёзды, как цветы. Здесь все сбываются мечты. И этот край полюбишь ты.

Лапцуй Л.В. МОЙ КРАЙ Кто не был в тундре нашего Ямала, Не ночевал, в снегу прорыв нору, Не шёл, когда над тропкой на ветру Живая туча комаров плясала, Кого, невесть откуда налетая, Слепая вьюга не валила с ног, Кто не искал среди болот дорог, Как может он судить о нашем крае? Вольготно, мол, живётся на просторе Стадам оленьим, бродит по снегам Медведь-хозяин, а по берегам – Обломки льдин, разбитых Карским морем…

Как скудно, как неверно мненье это! Я приглашаю вас, друзья сюда! Сейчас Ямал – обжитая планета. Везде, на всём – солёный пот труда. Безбрежны, как моря, стада оленьи. А рядом вышки нефтяные, в ряд Построившись, моторов мощных пеньем.

Любого новичка ошеломят! Безлюдье? Воют волны ветра? Но слышите вы голоса иные: Везде рабочий грохот топора И новостроек песни молодые. Горят бессонно звёздные огни

Домов, перекликаясь над снегами. Мой дикий Север вырвали они Из тьмы своими сильными руками, И юный ненец, севший за штурвал

Послушного гиганта самолёта, Он видит, как помолодел Ямал, Познавший радость творческой работы! Дремавший бесконечными веками, Весь полуостров как бы вырос вдруг. Был поднят над студёными волнами Усилием весёлых юных рук. Он был вчера похож на старика, Но юношей расправил плечи ныне, Сейчас Ямал не снежная пустыня… Полюбите наш край наверняка! Мы ждём, друзья! И вовсе не беда, Коль встретит вас неласковая вьюга. В любой зайдите чум – вас ждёт всегда Гостеприимство и забота друга. Суров мой Север лишь на первый взгляд. Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!

Лапцуй Л.В. РОЖДЕНИЕ ЯМАЛА Расскажи нам, Ямал, о рожденье своём, Как в дремучих веках ты явился на свет, Как припал к ледяной материнской груди И растил богатырскую силу свою.

В дни полярного мрака и злобной пурги, Когда тучи, как дым, припадали к снегам, Когда Карское море стонало во мгле, Ледяною волною о берег гремя, Пробивался ты к свету, могучий Ямал, И в тяжёлой борьбе несгибаемым стал.

Тускло-розовым светом искрясь, как луна, Стало тело утиного пуха нежней, Потому что проснулась большая душа В ледяном, несгибаемом теле твоём. А проснулась она, потому что проник В стылый северный край человечий язык.

Волны Карского моря запели трубой,

Прикоснувшись к зубчатым краям облаков, И, упав с высоты, оросили водой, Окропили тебя, ясноглазый Ямал. Новой малицей Север укутал тебя, А солёные брызги, застыв на лету, Грудь твою оросили алмазным дождём.

Понесло тебя море на пенных холмах,

На всклочённых гребнях тебя понесло, Словно в люльке хрустальной, смеясь и любя, Долго, долго баюкало море тебя.

Лапцуй Л.В. МАЛИЦА Седое небо над двумя морями, Как малица: туманными грядами Над тьмой воды — меха без очертаний. Полгода солнце спит ли, партизанит? А после краски удержать невмочь: Мир залит разноцветием кудряво Ярчайшими цветами мхов и травок… Прощай, земля… Без церемоний — прочь.

Я чумы рисовал, снега, всполохи… Медведей, облака — природы вздохи, Листы моих картин архипелагом, Как острова, на стенах ждут аншлага, Покинув мёрзлый край. А здесь что ждать? Особенней весеннего цветочка Бутон распустит ядерная бочка Чтоб Кеннеди увидел «Кузьки мать»…

Киселёв С. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, СЕДОЙ ЯМАЛ…

Люблю тебя, седой Ямал, Твоё холодное дыханье. Ты мне как брат, родимым стал, Ты часть меня, мои воспоминанья, Года связали нас с тобой, Ты воспитал меня с пелёнок. Ты мысленно уйдёшь со мной, Ты мой отец — я твой ребёнок. Ты с детства закалял меня, Ты мудрым был и молчаливым. Ямал, люблю твои края, Ты мне суровым был и милым.

Твоим богатствам нет предела, Ты мудрым был всегда для дела. Ты – много судеб, много лиц. Твои ветра несут свободу. Ямал, ты никогда не будешь стар. Ты переносишь все невзгоды, Ты всё, что мог всё мне отдал. И в памяти моей навечно

Твои белесые снега, И речек воды быстротечны. Седой Ямал. – ты часть меня.

Циваш О. НОВАЯ ПЛАНЕТА В живописном сказочном посёлке Зазвенели наши голоса О природе, о Ямале, о погоде И о кругосветных чудесах! Просто собрались здесь вместе дети Почитать стихи и помечтать О счастливом детстве на планете, Где бы дружбы уголёчек отыскать. Чтобы спать могли спокойно люди, Чтоб не видеть ужасов войны, В новостях звучали б только радостные вести, Пели птицы и цвели сады. Мы тебя открыли, Новая планета, На ямальской, пуровской земле, Пусть она нефть, газ и счастье дарит людям. И не только нам, а всей стране. Радует здесь всё: съёмки и концерты. Познаётся вместе радость и беда. Сбережём тебя мы, новая планета, Не на год, а может, на века.

Матюшенко Е.П. ЯМАЛЬЦЫ

Здесь край мерзлоты и болот комариных, Зима здесь почти круглый год. О крае ямальском слагают былины, Живет здесь особый народ. Народ-исполин и народ-испытатель, Его ни морозы, ни норды не гнут, Порой романтичный, порою мечтатель, Он нефтью и газом снабжает страну. Бывают нередко задержки с зарплатой,

Порою подолгу ее не дают, И ярость за сердце берет, но ребята На вахту по графику точно встают. Живут как живется, работают споро, Порою встречают немало преград. Но сколько в глазах их огня и задора, Они побеждают не ради наград.

Пичугина И.А. КТО ТАКИЕ ХАНТЫ? В тайге, где сосны вековые, Живёт этнический народ. Оленеводством промышляет. Неплохо, в общем-то, живёт. Их дом построен не из бруса И, даже не из кирпича, Оленьей шкурой он обтянут, А в центре чума есть очаг. Нет мебели в хантыйском чуме, На мягких шкурах спят они. Что означает слово «ХАНТЫ»? В словарь возьми и загляни, И ты прочтешь, что хант – охотник. Не зря они в лесу живут. Зимой пушниной промышляют. Природу любят, берегут. А летом за полярным кругом Они пасут свои стада И снова в стойбище вернутся, Когда наступят холода.

Светлана Скорик У этой сибири, у этой ясыри природного разума светы-псалтыри, доверчивый и любознательный норов, таёжных дружков закадычная свора. Лешачий, медвежий, особенный край, где рыбе, и зверю, и дереву – рай.

У этих тунгусов, у этих языцей такие живые, сметливые лица всевидящий лаз и танцующий шаг, поющая песню простора душа, – нет в мире щедрей, и отзывчивей нет, и каждый, кто жил здесь, заметил их свет.

Вогулы и нивхи, буряты и ханты… Живут здесь народы – умельцы и хваты, приятели небу, реке побратимы,

бескрайней тайгою, как дети, хранимы, ведущие древний, отважный свой род от духов таинственных леса и вод.

И северных братьев, и дальневосточных мне как умолчать – молчаливых и прочных эвенков, якутов, орочей и чукчей, и ненцев, и айнов, и прочих из лучших!

Их бурные реки, и дикое море, и камни, и пни – всё такое живое…

Сберечь это чудо из давних давЕн – и кряжистых будд, и спокойный их дзен, умение слушать и ветер, и запах, что ствол им пропел и что дождик накапал, их мудрые сказки, обряды, резьбу, язык и искусство, любовь и судьбу.

Николай Оёгир ХИНГКЭН В моем народе говорили так: «Эвенк прожить не может без оленя. Иглою прорубь продолбить нельзя, Нельзя костер затеплить без кресала». Я счастлив, если слышу поутру  За шкурой чума хорканье оленей. Я слышу, как на шее вожака Позванивает тонко колокольчик. И песня зарождается во мне… Печалюсь я, когда висит маут4 Бездельником в моем просторном чуме. Ушли олени ночью. След простыл. И утренняя песня не поется… Над стойбищем витает дух Хингкэн. Мой сын с маутом на снегу резвится. Мы ждем, когда появятся олени  И зазвенит заветный колокольчик. 3Хингкэн — добрый дух оленей 4Маут — аркан, которым ловят оленей

ОЛЕНЬ Могу признаться: я из тех, Кто и сегодня чтит оленя… Вот снег, как соболиный мех, Струится у его коленей… Когда по тундре он летит В пастушеской упряжке строгой,

30

То с ним я воедино слит Одной судьбой, одной дорогой. Олень мой! Вместе мы росли В краю, где ягель стужей выжжен. И род мой древний вряд ли б выжил, Когда б олени не спасли Его от голода и бед. Эвенк был жалок пред судьбою. Недаром завещал мне дед,

Как с кровным братом, жить с тобою. Пускай пурга себе гудит И бьет в морозный бубен звонкий, А я прижмусь к твоей груди, Горячей после долгой гонки. Тепло поделим пополам, Мой верный друг и брат навеки. И если я тебя предам, Пусть проклянет меня Хэвэки1.

Николай Оёгир НОВАЯ ПЕСНЯ Когда брожу по старым чумовищам, Я песни предков слышу средь могил. И оживает древнее кострище, Как будто я его воспламенил. С моей землею — мы друзья навечно. Едва вернусь из дальних городов, Готов я обниматься с каждым встречным И сердце по частям раздать готов.

Чтобы хватило всем в моем народе Пусть хоть по капле моего тепла. Хочу, чтоб песня, что по душам бродит, Свободной и веселою была. И песни, что грустят на чумовищах, Готов одеть я в праздничный наряд. И предки будут рады и не взыщут И с нами запоют на новый лад.

ЖИВУ СРЕДИ ОЛЕНЕЙ Живу среди оленей. Стужа. Снег. Такая кутерьма, что не до песен. Но я пою, упрямый человек. И потому, наверно, интересен. Крадется к стаду исхудалый волк. Он жаждет крови — такова природа. Он хочет, чтобы голос мой умолк. Но я пою! И песне нет исхода. От песни зверь совсем осатанел.

Она для волка — крепкая преграда. Живу среди оленей. Мой удел — Быть пастухом, хранить оленье стадо. Живу среди оленей без прикрас… Далеким будет путь мой или близким Не знаю. Но в исповедальный час Я не расстанусь с песней эвенкийской.

Бордачева Г. МОЙ ДОРОГОЙ, ЛЮБИМЫЙ ГОРОД Мой дорогой, любимый город! Я счастлива, что здесь живу. Мой Муравленко еще так молод. Мой город, я тебя люблю!      Мне твердят, что есть края иные, Что в мире есть иная красота, А я люблю свои родные, И очень милые места.

Елена Убушеева МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ Мы на Севере живем, Домом мы его зовем. Здесь и холод, и мороз, Он доводит нас до слез. Но мороз не страшен нам Мы гуляем по дворам, Одеваемся тепло, Чтобы нас не занесло.

Валентина Русская ЛЮБИМЫЙ НАШ ГОРОД Любимый наш город!      Ты совсем молодой, Стужи северный холод Нам не страшен с тобой. Купола золотые Так на солнце горят! И дома расписные Дружно радуют взгляд. Хорошей же, наш город, Радуй сердце нам всем. И кто стар, и кто молод, Пусть живут без проблем!

Людмила Кузнецова ВРЕМЯ ГОДА Весь день стоит холодная погода, Мы на площадке лепим снежный ком.

Мы проходили тему «Время года». И оказалась: осень за окном. Снег белым пухом валенки обмажет, Под фонарем блестит седая тьма. «Какое время года? Кто нам скажет?» Оказывается, уже зима! Как долго не меняется природа, Молчит под хрупким инеем сосна.

Спросили снова нас про время годаНикто не знал, что в мир пришла весна! А мы все в те же курточки одеты, Хрустит ледок на лужицах с утра. Нам объяснили: «Наступило лето». Все закричали радостно: «Ур-р-ра!» Здравствуй, планета! Здравствуй, Ямал! Отныне мы дети твои и друзья, Отныне мы вместе большая семья – Цветы и деревья, птицы и я!

ЯМАЛ Ямал, давая всем нам газ, Ты согреваешь всех, всех нас! И этим помогаешь людям. Ямал – суровая земля, В ней газ находится не зря! Ребята думают: «Легко даётся людям газ». «Достанем газ и без машин», — Сказал один из нас. «Не надо скважин нам бурить, Мы можем и без них: Лишь надо дырку просверлить, И газ пойдёт наверх». Я мыслил точно также, Не знал я про людей, Которые работают на благо Российских всей семей! Они, качая газ, Согревают всех, всех нас! Поехал как-то раз с отцом, Чтоб разузнать про газ. Увидел я ряды машин, Большие трубы к ним. И папа мне сказал тогда: «Смотри сюда, дружок! По этим трубам-то как раз Бежит в дома к нам газ!» Когда приехал я домой И рассказал друзьям, Что видел я и слышал сам,

Как газ в дома идёт.

И поняли друзья мои, Что газ качать – огромный труд! И без глубоких знаний Не обойдёшься тут.

Газ – богатство Ямала Простые люди газ добыли Из недр северной земли, И трубопровод проложили Среди болот, среди тайги. И сквозь метель и стужу злую Идут вперёд газовики, Чтобы в домах страны огромной Не угасали огоньки. Ямальский север – здесь я вырос, И с ним хочу я жизнь связать. Ямальский газ – богатство наше, Для жизни будем добывать!

ПУРОВЧАНОЧКИ Самые прекрасные Девушки на свете – Это пуровчаночки, В ягушечки одеты. Они по тундре снежной Шагают, как пингвины, И в чуме перед лампой Шьют малицы и пимы. *В косичках их бубенчики, Зарёй вплетёны ленточки, Ведь наших пуровчаночек Узнаешь ты всегда – Они смеются весело. С упряжкой мчится песенка, Нам на просторе радостно Их слышать голоса. *Девчонки-пуровчаночки Заносят в чум вязаночки, Чтоб в чуме печь железная Не гасла никогда. Им тундра улыбается, По небу свет каслается И светит нашим девушкам В весёлые глаза.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ

Тема: «Зимние забавы»

Возрастная группа: подготовительная

Задачи: формировать потребность в ежедневной двигательной активности; развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость; закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психо-физических качеств

(ловкость, сила, быстрота, выносливость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; развивать интерес к ненецким подвижным играм. Материал: • эмблемы «Елочка» и «Снежинка» на две команды; • медали с изображением Снеговика по количеству детей; • канат; • лыжные палки – 4 штуки; • лыжи – 12 штук; • санки – 6 штук; • санки маленькие – 10 штук; • вожжи – 2 штуки; • флажки – 6 штук; • костюм Снеговика. Площадка для физкультурного досуга на участке детского сада украшена разноцветными флажками. Дети стоят полукругом. Вбегает Снеговик: — Я, ребята, Снеговик  К снегу, холоду привык. Вы слепили меня ловко – Вместо носа тут морковка, Уголечки вместо глаз, Шляпой служит мне ведро. Снеговик я непростой, Любопытный, озорной, Знать хочу я, чем ребята Занимаются зимой? (ответы детей) — Я тоже люблю играть и хочу посмотреть все ли вы ловкие, сильные умелые. Поделимся на две команды. В наших соревнованиях буду участвовать две команды: «Елочка» и «Снежинка». Вначале мы с вами будем перетягивать канат. Посмотрим, чья команда сильнее. — А лыжи все любите? Кто пробежит на одной лыже быстрее? Второе задание: развернуться на лыжах вокруг себя, добежать до флажка. — Любите кататься на санках? 1. Проехать в воротца с горки (между лыжными палками) 2. Съезжая с горки, подхватить флажок (три флажка, поставленных на склоне). — Ребятки, мы живем на Севере. Как называется наш округ? Кто коренные жители округа? (ответы детей) Сейчас мы поиграем в ненецкие игры. 1. «Гонки оленей» («Тог пэртя»).

Выбираются пастухи – гонщики и по два «оленя» каждому гонщику. По сигналу «Хэй!» — упряжки бегут к финишу. 2. «Котелок» («Едко»)

За ведущим играющие становятся в колонку. По сигналу ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящим след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не  попал в следующий «котелок» — тот выходит из игры. 3. «Прыжки через нарты» Правила игры: прыгать на двух ногах, легко приземляться не задевая санок (ширина санок 20-25 см; расстояние между санками около 30 см; санки ставятся  в ряд 5-6 штук, параллельно друг другу) — Молодцы, ребята! Посмотрел я на вас, поиграл с вами. Все вы ловкие, сильные, быстрые, смелые, поэтому все вы – победители! Команды награждаются медалями. А сейчас мы с вами отправимся на санном поезде, Давайте строить поезд! (Снеговик и воспитатели впрягаются в санки, «поезд» вокруг участка отправляется в путь).

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Тема: «Ямал, как много в этом слове»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социальное-коммуникативное развитие», «Художественноеэстетическое развитие»

Возрастная группа: подготовительная

Программное    содержание: 1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить знания детей о национальной одежде народов крайнего севера, проживающих на территории ЯНАО. Продолжать знакомить с типами орнаментов. Научить делать поделку с ненецким орнаментом.  

2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, творческий потенциал, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для поделки. Развивать наблюдательность и внимание. Активизировать словарный запас и расширить кругозор.

3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы. Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа. Формировать чувства толерантности.

Методические приемы:  метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, нарты, бурки, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное  слово, приметы народов Севера, дидактическая игра «Что, где растёт?», использование медиацентра, слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия; подвижная игра «Шаман».  использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Материал и оборудование: Презентация Power Point «Ямал – мой край родной», фотографии чума, тундры, оленей, ненецкие игрушки, украшения с ненецким орнаментом, фонограмма, образцы поделки, бубен для малоподвижной игры, проектор, экран, ноутбук, магнитофон или центр, картинки ягод, деревьев и кустарников, альбомные листы А4, карандаши и фломастеры  (по количеству детей), клей ПВА, орнамент из цветной бумаги (заранее подготовленный), салфетки, клеенки.

Предварительная работа: Цикл экскурсий: в городской краеведческий музей, в интернат коренного местного населения крайнего севера, на почту; наблюдения на прогулке; рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край»; чтение ненецких сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера; составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»; дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»; подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

Литература: 1. Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (старшая и подготовительная группа). – М.: ВАКО, 2005. 2. С.Н. Николаева. Комплексные занятия по экологии. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 3. Н.В. Ёлкина. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 2006. 4. В.А. Рандин. Орнаменты. – М.: Просвещение, 1992. 5. Л. Лапцуй. Стихи о Родине. 6. Набор открыток «Ненецкие орнаменты». 7. Папка картинок «Национальная одежда народов».

             Ход: (Дети входят в группу и становятся полукругом) Воспитатель:  Здравствуйте, мои дорогие ребята. Посмотрите, как ярко светит солнышко, как тепло проникает в нашу группу и согревает своим весенним настроением, так и мы с вами дружим и греем своим теплом. Давайте сейчас обнимем своего соседа и поделимся с ним своим лучиком тепла.

Воспитатель: Ребята, на этой недели мы с вами ходили на почту и отправили письмо в Москву, в детский сад к ребятам подготовительной группы, вчера пришел ответ, и мы с вами ходили на почту, чтобы забрать его. Сейчас мы распечатаем конверт  и зачитаем письмо. (Дети распечатывают конверт, и читающий ребенок зачитывает письмо) «Здравствуйте ребята. Мы, как и вы живем в России и ходим в подготовительную группу в детский сад «Солнышко». Мы тоже очень дружим в группе, узнаем много нового и знаем о Москве, её достопримечательностях, о городах, которые рядом с  Москвой, но нам хотелось бы узнать ещё больше о нашей стране. Расскажите нам подробнее о своем родном крае. Что такое Ямал?». Воспитатель: Как быть ребята? Что будем делать? Дети: Можем нарисовать им рисунки. Можем подарить Красную книгу. Можем рассказать и т.д. Воспитатель: Да я согласна с вами, мы сейчас вспомним и расскажем всё, что знаем о нашем полуострове Ямал. А затем напишем всё в письме, вложим его в посылку и все вместе опять сходим на почту и отправим её ребятам в Москву. Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю  в путешествие по тундре. Мы с вами будем двигаться из стойбища в стойбище. (Дети сидят на стульчиках) Воспитатель: Мы пришли в стойбище, которое называется «Вопрос — Ответ» и первый вопрос будет таков. Как называется наш регион? Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ. Воспитатель: Столица нашего округа? Дети: Салехард. Воспитатель: А как называется наш город? Дети: Муравленко. Воспитатель: В честь кого был назван наш город? Что вы можете сказать о нём? Дети: Вначале возникало немало споров по поводу названия будущего города. Одни предлагали назвать его Нефтеозерском, другие — Трехозерным, но поселку было присвоено имя В.И. Муравленко, человека, под непосредственным руководством и при участии которого Западная Сибирь превратилась в крупнейший нефтедобывающий регион страны. В прошлом году у В.И. Муравленко был юбилей, и ему исполнилось бы 100 лет. Воспитатель: Да действительно Виктор Иванович Муравленко является основателем этого города. Молодцы. Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове? Дети:  Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Губкинский, Лабытнанги. Воспитатель: Какие народности проживают на северном крае? Дети: Ханты, ненцы, коми, манси, селькупы. Воспитатель: Молодцы ребята, а скажите мне, что такое стойбище? Дети: Стойбище – это место, где живут оленеводы, пасутся олени. Воспитатель: Какое основное занятие коренных жителей? Дети: Рыболовство, оленеводство, охота, сбором дикоросов.

Слайд 3. Воспитатель: Что такое дикоросы? Дети: Это грибы и ягоды. Воспитатель: Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами? Дети: Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере? Дети: Морошка, голубика, брусника, ежевика, черника, клюква. Воспитатель: А какие деревья  и кусты растут на севере? Дети: Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник. Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды по бейджикам.

( Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды) Воспитатель: А сейчас послушайте правила игры.  На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на магнитной доске справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут в наших северных краях и разместить их на магнитной доске слева. 1-ая команда – отбирает ягоды, растущие на севере 2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  севера (После выполнения задания дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды) Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь предлагаю пройти к следующему стойбищу «Северный народ». (Дети проходят к национально-региональному уголку) Воспитатель: Что это за сооружение стоит на полке? Дети: Чум. Воспитатель: А что такое чум и что о нём вы можете рассказать? Дети: Это жилище ненцев и хантов. Чумы собирают в стойбищах, в тундре. Воспитатель: А почему коренные жители живут в чумах? Дети: Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Воспитатель: А для чего это необходимо делать? Дети: Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. Воспитатель: А из чего сделан чум? Дети: Из оленьих шкур. Воспитатель:   Для чего им нужны олени? Дети: Они едят мясо оленя – оленину. На оленьих упряжках передвигаются по тундре. Из шкур оленя они строят свои дома – чумы. Из шкур оленя они шьют себе одежду. Воспитатель: Как называется женская одежда? Дети: Якушка. Воспитатель: А как называется верхняя мужская одежда? Дети: Малица. Воспитатель: А ноги во что обуты? Дети: Бурки и кисы. Воспитатель: Как называются сани, на которых передвигаются коренные жители? Дети: Нарты. Воспитатель: Двигаемся дальше, следующее стойбище называется «Приметное». Давайте ребята мы с вами сейчас вспомним приметы, в которые верит северный народ. Дети: Уходя на охоту рано – всегда будешь с добычей. Дети: Много грибов – много белок будет. Дети: Куда мышь бежит туда и писец стремиться. Дети: Много ягод на рябине – к теплой зиме. Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю идти дальше. Следующее стойбище «Игровое».  Физкультминутку «Шаман» (Дети стоят вокруг ведущего (шамана), который набивает ритм своим бубном и пускает другой бубен по кругу. Шаман останавливает музыку и на ком останавливается бубен, тот выходит к ведущему «шаману» и набивает тот ритм, который задал ведущий изначально) (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Следующее стойбище «Орнамент» Воспитатель:  С незапамятных времен северные народы украшали свою одежду орнаментом, считалось, что тем самым они оберегали себя от дурного глаза. Орнамент изображался на рукавах, подоле и горловине любой одежды. Орнамент плели из бисера, вырезали из кусочков ткани. Посмотрите сколько разных орнаментов  здесь. Какие названия орнаментов вы знаете? Дети: «Макушка чума», «Два крючка», «Локоть лисицы», «Оленьи рога», «Уши зайца», «Ветки берез», «Дети», «В разные стороны разошлись» и т.д.

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, а давайте с вами сделаем якушку и украсим её орнаментом, а затем положим в посылку и отправим нашим друзьям в Москву. Но с начало, нам надо будет нарисовать на листе ягушку. Посмотрите внимательно на листы, здесь изображены числа, как вы считаете, что это за числа? (дети высказывают свои предположения) Воспитатель: Правильно, вам необходимо вспомнить натуральный прямой и обратный счёт и провести фломастером от начало числового ряда – прямой счёт, до горловины и обратно от горловины – обратный счёт. Рисование с элементами аппликации «Украсим якушку» (Дети орнаментом украшают ягушку. Во время работы детей звучит музыка народов крайнего севера)

Пальчиковая гимнастика «Узор дружбы» Пальчик к пальчику прижму, Я сплести узор хочу. Пальчики плету в руках, Загляденье, просто – Ах! И ладошки обниму В них я дружбу берегу. 1. Проверка готовности рабочего места 2. Показ образца 3. Обсуждение выполненного образца (анализ) 4. Последовательность выполнения работы (рассказать и показать) 5. Напомнить правила работы с ножницами и клеем 6. Работа детей, воспитатель индивидуально помогает детям Воспитатель:  Молодцы ребята! Вот теперь наши друзья не только прочитают, но и увидят поделку, которые вы для них сделали. Теперь они много знают о нашем крае и его жителях. Ребята, для того чтобы наши друзья из Москвы узнали о нашем крае Ямал, что мы сделали для этого? Дети: Рассказали о нашем крае, городе. Рассказали об орнаменте, приметах. Украсили ягушку. Воспитатель: У меня для вас и для наших друзей из Москвы есть не большой сюрприз. Я предлагаю вам посмотреть короткий фильм о Ямале, полюбоваться природой нашего региона. Хотите посмотреть. (Ребята просматривают фильм) Воспитатель:  Этот фильм я подарю нашим друзьям и положу в посылку к вашим поделкам. Воспитатель: А сегодняшнее занятие я хочу закончить стихотворением о родном севере Леонида Лапцуй. Суров мой север лишь на первый взгляд. Пусть ветры завывают за стеною. Вас каждый видеть будет рад, И обогреть душевной теплотою.

23 апреля, 2019 by