Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Консультация для родителей

Подготовила: воспитатель Юлия Павловна

Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

                                                  «Ум ребенка – на кончиках пальцев»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнкаМелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным)пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторныхнавыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторикиМелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка.

По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные.

Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

• «Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребёнок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.

• «Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребёнок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребёнок, а мама или папа повторяют за ребёнком.

• «Золушка». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребёнку можно предложить посоревноваться в этой игре.

«Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребёнку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребёнку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.

• «Застёгивание, расстёгивание и шнуровка». Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Ещё дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажёром для рук.

• «Лепка». Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

• «Рисование и раскрашивание». Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

«Собирание мозаик». Для детей до 3 лет выбирают мозаики с крупными частями. Мозаики также тренируют воображение.

• Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, чёткими и скоординированными.

Пальчиковая гимнастика.

Дети с удовольствием принимают участие в таких играх . Самый известный вариант такой игры — «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. 

https://i02.fotocdn.net/s117/953893f2a952ee3f/public_pin_l/2664420411.jpg                                                       Игра «Моя семья». 
                                              Этот пальчик  –  дедушка , 
                                              Этот пальчик  –  бабушка , 
                                              Этот пальчик  –  папочка , 
                                              Этот пальчик  –  мамочка , 
                                              Этот пальчик  –  я , 
                                              Вот и вся моя семья !  

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

                                                         « Капуста »

                          Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)

                          Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук)

                          Это что еще за куст   (ладони с растопыренными пальцами  перед собой) 

                          Как же быть без хруста

                          Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

                          Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

                          Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

                          Мы капусту солим, солим…(щепотками)

                          Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

                                 «Вышла курочка»

                     Вышла курочка гулять , (пальчики шагают)

                     Свежей травки пощипать.  (щиплют всеми пальцами)

                     А за ней ребятки – жёлтые цыплятки . (бегут всеми пальчиками)

                    «Ко – ко — ко , ко – ко – ко, (хлопают в ладоши)

                     Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

                     Лапками гребите, (гребут пальцами как граблями)

                     Зёрнышки ищите. (собирают зёрна) 

     Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предмет

                                                   Игры с пуговицами

     Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.   

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

                                                 Витамины в пузырьке

Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витамины. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Копилка

Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

                                              Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

                                  «Месим, месим тесто,

                                     Есть в печи место.

                                     Будут-будут из печи

                                     Булочки и калачи.»

2. Перекладываем  в кружку  горох, фасоль ,гречку  поочерёдно пальчиками: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный , большой и мизинец, то одной рукой , то другой. 

3. «Накорми Нюшу , Колобка и т.д.( Заготовка с изображением персонажей с прорезью ).

4. В «сухой бассейн» помещаем  горох , бобы и другую крупу. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох , только бобы, только игрушки – сюрпризы и т.д.

5. Можно предложить выложить настроение Колобка или Нюши .( Заготовка лица с выражением разных эмоций).

6. Просеивание мелких  и крупных круп через сито. 

               Рисование по крупе или песку. 

На  поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу( манную). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, круг, точки и т.д. ).

                    Игры с пробками от бутылок, пальчиковым театром.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах. Разыгрывание  элементарных персонажей из сказок с помощью пальчикового театра.

                   Игры с прищепками.

  1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) :   

                    «Сильно кусает котенок-глупыш,

                                Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

                                Но я же играю с тобою, малыш,

                                А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Помогите представить ребёнку, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» для солнышка , «дождинки» для облака и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

                                                              Игры с пинцетом .

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.

 — « Собери пушынки»;

—  « Переложи горошенки» и т.д.

                                      Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. 

  Игры – шнуровки.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают умственные и  творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук , тем самим подготавливает их к письму. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. 

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки

 различной толщины и длины для завязывания и развязывая

Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. 

Памятка для родителей

           Дорогие Родители!   Вызывайте положительные эмоции у ребенка!  

          Детям для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
     
      • Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые     эспандеры.
      • Цветные клубочки ниток для перематывания.
      • Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.
    • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
    • Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.
    • Спички с обрезанными головками.
    • Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на бархатной бумаге).
    • Семена, мелкие орешки, крупа.
    • Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.
    • Пластилин.
    • Разнообразный природный материал.
    

Внимание! 

С мелкими и острыми предметами дети должны играть 

только в присутствии взрослых.

21 октября, 2021 by