Мяч по праву занимает одно из первых мест в царстве детских игрушек. Широкое разнообразие по размеру, цвету и даже материалу делают мяч одной из самых важных развивающих игрушек всего дошкольного периода. Игр с мячом такое разнообразие, что каждый ребенок, в зависимости от возраста найдет для себя подходящую и любимую.
Наблюдая за дошколятами можно с уверенностью сказать, что ни что так их не радует, как игры с мячом.
В дошкольных учреждениях мяч-это не только любимая игрушка детей, но и необходимый элемент спортивных игр (футбол, волейбол, теннис и т.д.).
Первое знакомство с мячом является важнейшей формой психофизического развития ребенка. Чем раньше ребенок возьмет в руки мяч, тем быстрее и проще будет проходить его развитие. К сожалению, многие педагоги и родители не придают должного значения играм с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей. Игра с мячом позволяет соединить воедино физическое и психическое развитие ребенка.
Игры развивают ориентировку в пространстве, глазомер, осанку, координацию, речь. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма — легких, сердца, улучшают обмен веществ. Они вызывают положительные эмоции. Совместные действия в играх сближают детей и родителей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Игры для детей от рождения до полутора лет. Специальный мяч с пупырышками можно использовать уже с самого рождения ребенка — для массажа кистей и ступней малыша. Маленький ребёнок берет, перекладывает, катает, бросает мячик – чем разнообразнее манипуляции, тем лучше. Всё это способствует развитию речи ребенка.
Игры для детей от полутора до трех. Игры с мячом в этом возрасте развивают ловкость и координацию ребенка, помогают ему понять, как ориентироваться в пространстве и, что не маловажно, учат его взаимодействовать с другими детьми или взрослыми. Можно придумать множество детских игр с мячом, как на улице, так и дома. На улице зимой мячики можно лепить из снега и бросаться ими, это хорошо развивает мелкую моторику рук, укрепляет мышцы пальцев и учит ребенка меткости
Солнышко
Возьмите мяч среднего размера, сядьте с ребенком друг напротив друга, разведя ноги в стороны – делаем «домики». Катаем мячик друг другу.
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Тиме заходит (мячик катится к Тиме),
И к маме заходит (мячик от Тимы катится к маме),
И к Тиме заходит,
И к маме заходит… (повторение неограниченно – закрепляет направленное катание по полу).
Когда ребенок понял суть игры, добавляйте еще детей и взрослых. Позже ребенок сам решает, кому он хочет покатить мяч. 
Игры для детей от трех до шести. После трех лет ребенок уже может осваивать более сложные игры с мячом. Ему будет интересно играть в компании других детей или с родителями. Например, когда взрослый кидает мяч одному из детей, а ребенок должен поймать его и бросить обратно. Такая игра развивает зрительно-двигательную координацию и укрепляет социальные навыки ребенка.
Мячик, мячик, поскачи!
С 4-х лет покажите ребенку, что мяч можно бросать об стенку и ловить его двумя руками. При этом проговаривайте:
Мячик, мячик, поскачи!
Съедобное — несъедобное
Играть в эту игру можно даже с трехлетними малышами. Станьте с ребенком на некотором расстоянии друг от друга. Бросайте ребенку мяч и называйте любой предмет. Если он съедобный – ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить.
Существует множество вариантов этой игры, направленной на развитие речи ребенка:
«Животные и их детеныши»
«Кто как разговаривает»
«Кто где живет»,
«Кто как передвигается»
«Скажи ласково»
«Противоположности»
«Из чего сделано»
«Лови да бросай – цвета называй»
«Третий лишний»
«Какой по форме»
«Один – много» (множественное число)
Я знаю пять имен…
Задача ребенка – стучать об пол мячом и без остановок называть подряд пять предметов: пять имен, пять овощей, пять городов, пять марок машин и т. д. Кто сбился, тот проиграл.
Рекомендации для родителей для совместных игр с детьми с мячом:
- Покажите ребенку, как Вы играете в мяч: катаете, бросаете… Попробуйте научить этому своего малыша;
- Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения;
- Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение;
- Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте только в хорошем настроении;
- Проявите фантазию, изобретательность в играх с мячом;
- Постепенно вовлекайте его во все новые виды игр, систематически повторяя их;
- Не забывайте о возрасте своего малыша и его физических возможностях;
- Представьте себе, что Вы сами ребенок;
- Хвалите и подбадривайте своего ребенка, ведь для Вас это маленький успех, а для него «Победа!»