У детей старшего дошкольного возраста внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений, рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000.
При недоразвитии речи могут провяляться тревожащие для родителей моменты:
Ребенок неактивен в речевом общении.
Он не может связно рассказать о происходящем событии.
Наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.
Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Игры и игровые приемы:
«Скажи наоборот». Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например, высоко (низко), далеко (близко).
«Закончи фразу». Взрослый называет ребенку словосочетание, делая паузу. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например, сахар сладкий, а лимон (кислый).
«Скажи по-другому». Взрослый предлагает ребенку придумать слова близкие по смыслу. Например, найти – отыскать, шалить-баловаться.
«Продолжи цепочку». Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше слов близких по значению. Например, пища – еда, корм, продукты и т.д.
Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто и что бежит? Ползает? Летает» или «Кто и что может быть горячим, тяжелым, легким?».
«Отгадай». Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум другим. Например, сидит, стоит – кто? Льется, журчит – что?
Загадывайте ребенку загадки. Отгадку ребенок должен будет дать с объяснением того, как он догадался.
Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определённому плану. Например, взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, времени года, в которое ее носят.