Как стимулировать речевую активность у детей с задержкой речевого развития?

Важно:
Для изменений нужно время и терпение. Однако если речевых изменений долго нет, необходимо обратиться к специалистам.

Маленьким детям нужна наглядность. Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками. 

Что делать в семье? Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду. 

Что сделать для нормального речевого развития ребёнка?

  • При общении с ребёнком следите за своей речью.

Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно. Помните, что ребёнку нужен речевой образец.

  •  Ваша речь должна быть эмоциональной.

Следите за этим, когда обращаетесь к ребёнку. При чтении не забывайте о выразительности.

  • Не откладывайте визит к логопеду, психологу.

Обращайтесь за помощью при первых вопросах и сомнениях. Первую консультацию логопеда можно получить уже в 1 год.

  • Старайтесь не говорить звукоподражаниями.

После этого проговаривайте полное слово: «Гав-гав. Собака». Также не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Особенно в ответе нуждаются дети 3 и 4 лет – «почемучки».

  • Добивайтесь доверия и положительной мотивации.

Поощряйте любую активность, хвалите, побуждайте к новым попыткам говорить, проявляйте внимание и заинтересованность.

Какие речевые приемы использовать?

Дети с ЗРР используют жесты, так как у них нет мотива говорить вслух: нет эмоции или необходимости. Ниже – приемы, которые помогут стимулировать речь в детском саду и дома. 

Разговор с собой. Когда ребенок находится недалеко, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорите медленно, отчетливо, короткими, простыми предложениями, которые доступны восприятию ребенка. Но не растягивайте слова. 

Пример приема «Разговор с собой»: «Вот стол. Ставлю тарелку. Кладу ложку. Наливаю суп. Будем кушать. Где чашка? Вижу чашку. В чашке чай. Вкусный!».

Параллельный разговор. В отличие от предыдущего приема вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Вы как бы подсказываете ребенку такие слова, которые выражают его опыт и которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно. 

Провокация, или искусственное непонимание. Прием помогает освоить ситуативную речь. Не спешите понимать, временно станьте «глухим». 

Пример приема «Провокация».

Ребенок, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас. Дайте ему не ту игрушку, даже если поняли, чего он хочет. Конечно, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом назвать нужный предмет. При затруднениях подскажите: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?». Ребенок охотно активизирует речевые возможности, так как чувствует себя сообразительнее взрослого.

Приговоры. Сопровождайте действия ребенка словами, игровыми песенками, потешками, приговорами. Прикасайтесь к нему, поглаживайте. Это доставляет детям радость и способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, постепенно проникать в их смысл. 

Как развивать речь у малоговорящих и неговорящих детей младшего возраста?

  1. Учите понимать речь
  • «Выставка игрушек». Предложите ребёнку рассмотреть картинки или предметы, назвать всё: «Вот кубик, вот машинка…», затем скажите: «Где кукла? Покажи куклу».
  • «Рассмотри себя». Предложите ребёнку рассмотреть в зеркале свое отражение, покажите, где у него глаза, нос, рот, уши и т.д., найдите вместе те же части на кукле.
  1. Помогайте сказать первые слова
  • «Первые слова». Учите ребёнка сначала произносить слова из двух одинаковых слогов. Проговаривайте один слог, а через паузу – второй.
  • «Такие разные звуки». Покажите ребёнку, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков – звукоподражания. 

Когда кормите ребёнка, говорите: «Ам-ам!» Когда купаете произносите: «Куп-куп!» Укладываете ребёнка спать, говорите: «Бай-бай!» Танцую, напевайте: «Ля-ля-ля!»

  • «Звукоподражания». Называйте любимые игрушки ребёнка, а затем произносите подходящие звукоподражания: «Это дудочка. Она играет: ду-ду». Таким же образом играйте с картинками.
  1. «Помогайте сказать первые фразы»
  • «Простые фразы». Стимулируйте ребенка произносить простые фразы из двух слов: «Дай лялю», «На лялю», «Нет ляли».
  • «Дай задание друзьям». Стимулируйте ребёнка говорить фразы типа: «Катя, иди!», «Витя, дай!» и др.
  1. Учите рассказывать
  • «Посмотри и расскажи». Покажите ребёнку сюжетные картинки и прочитайте рассказ. Затем предложите ему самому рассказать то, что он запомнил, глядя на картинки. Например: «Утро. Вова умывается. Кот Кузя умывается».

Игры и упражнения

Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развивать у ребенка тактильную чувствительность, воображение. Сначала «идут медвежата» – ребенок кулаками и ладонями с силой надавливает на песок и рычит как мишка: ы-ы-ы. Затем «прыгают зайцы» – ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигается в разных направлениях и проговаривает: «Прыг-скок». «Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой. Можно использовать ниточку-змейку. Змейка шипит: ш-ш-ш. «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитирует движение насекомых. Можно погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются» и жужжат: ж-ж-ж. Ребенок постарше может придумать несуществующее животное и изображать его следы: топ-шлеп. Это развивает воображение.


Упражнение «Песочный ветер»
Цель: научить ребенка управлять вдохом-выдохом (дыхательное упражнение). Ребенок учится дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Фантазируйте на тему песочной страны: предложите задувать что-то в песок, выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Важно: сначала тренировка проходит с выдуванием на ладошку, а затем в песок. Говорите: «Ветерок гудит: у-у-у… у-у-у… у-у-у!!! в-в-в…». Нужно гудеть то слабее, то сильнее.


Упражнение «Песочный дождик»
Цель: учить ребенка регуляции мышечного напряжения и расслабления. Рассказывайте от имени Песочной Черепашки: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Мы с тобой можем устроить такой дождь и ветер. Смотри, как это происходит». Ребенок медленно, а затем быстрее сыплет из своего кулачка песок в песочницу, на свою ладонь, на вашу ладонь. Затем он закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Сыпьте песок на какой-либо палец ребенка, а он должен угадать, на какой. Потом сыпьте одновременно на две руки. Отработайте понятия «лево-право», названия пальцев, «низкий, средний, высокий дождик» – руки приподняты над подносом слабо, немного выше и высоко. Произносите: «Кап-кап-кап». Сыпьте медленно, затем все быстрее.


Игра «Идем в гости!»
Помогите ребенку создать сказочную страну. Выберите героев, создайте ландшафт: реки, тропинки, горы и др. Постройте домики. Затем путешествуйте с ним по этой стране и «оречевляйте» каждое действие. Показывайте и проговаривайте: «Скок-поскок». Так разворачивайте сюжет. Задавайте как можно больше вопросов, на которые нужно дать ответ: «Кто будет жить в этом домике – зая или миша (медведь)? Кто пойдет по этой дорожке? Как зая будет скакать по тропинке?» Если ребенок не может выговорить ответ, спросите: «Эта или эта фигурка?» Так вы сможете развить пассивный словарь ребенка.

Игра «Морской мир»
Создайте вместе с детьми морской мир, в котором есть рыбки, сундуки с сокровищами и др. При этом важно задавать детям много вопросов, мотивировать их произносить сначала простые слов – «да», «нет», «тут», «там» и др., – а потом более сложные. Например: где будет море? Какой камушек возьмем? Этот или этот? Красный или синий? Какую рыбку нарисуем: «такую или такую?» – показывайте руками большую или маленькую рыбку.

24 октября, 2024 by