Ваш ребенок собирается пойти в первый класс. Событие достаточно волнительное, причем не только для будущего первоклассника, но и для родителей. Возникает немало вопросов: вольется ли ребенок в коллектив, адаптируется ли к новому режиму? На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным? Как подготовить ребенка к школе?
Готовность к школе – это не только умение ребенка читать, считать. Это прежде всего — физическая, нравственная, психологическая и мыслительная готовность к обучению.
Физическая готовность:
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.
Нравственная готовность:
— умение строить отношения с учителем;
— умение общаться со сверстниками;
— вежливость, сдержанность, послушание;
— отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Совет специалиста: нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
— это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
— это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
-умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
— это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
— развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
— пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа);
— координация в системе глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
— развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
— развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
— развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово — картинка либо слово — ситуация/).
Мыслительная готовность:
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
Совет специалиста:
— Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
— Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
— Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
— Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
— Важно учить не читать, а развивать речь. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
— Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
— Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
— Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
— Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
— Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
— Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Подготовка к чтению:
— 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита (но многие могут слитно читать слоги, а некоторые — и целые тексты).
— Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок «погримасничает» перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
Подготовка к письму:
— Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см — это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Подготовка к грамматике:
— Ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы «кто», «что» и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Подготовка к математике:
Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «больше-меньше», «старше-моложе», «горизонтально-вертикально» и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Совет специалиста:
— При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
— Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
— Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.