В ходе акции: Сформировать у детей правильное ответственное поведения в лесу — как в экосистеме; понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
— Расширить представление о лесе и его значении для животных и человека;
-Воспитывать чувство ответственности за лес и его обитателей;
-Познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу.
ПОБЕСЕДУЙТЕ С ДЕТЬМИ
Примерный ход беседы
— Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев? (ответы детей)
— Расскажите, как выглядит огонь (ответы детей)
Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым.
Взрослый: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. –
. — Скажите, почему вспыхивают лесные пожары? (ответы детей) Верно, причиной лесных пожаров становятся, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей. Люди разжигают костры или ставят мангалы для приготовления шашлыка. Но разводить костры нельзя во время сильного ветра, рядом с сухой травой, под деревьями, радом с хвойными деревьями. За ним нужно постоянно следить. Пожары вспыхивают из-за непотушенного костра, горящего уголька, брошенной спички. Ветер быстро раздувает маленькую искру по сухой траве и начинается сильный пожар.
Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки и деревья.
— А вы знаете, что нужно делать, чтобы не случилось пожара? (ответы детей)
Чтобы пожара не случилось, нужно убирать за собой весь мусор, не разводить костры в запрещенных местах, заливать водой разведенный костер и не играть со спичками. Но если случился пожар, то тушить его могут только взрослые – пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолеты.
— Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара? (ответы детей) Правильно, необходимо покинуть это место. А если много дыма, надо смочить водой платок (минеральной водой, если нет простой) или одежду и дышать через мокрую ткань. Убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.
Инструкции:
1. Нельзя разводить костры рядом с хвойными деревьями, под кроной дерева, во время сильного ветра, рядом с сухой травой.
2. Нельзя играть со спичками.
3. Костры и мангалы нужно заливать водой. Тушить пожары могут только взрослые.
4. При пожаре необходимо покинуть место.
5. Разжигать костер только в специально отведенных местах.
6. Если таких мест нет, то самостоятельно подготовить площадку для его разведения, очистив ее от травы, листьев и веток до самого грунта.
7. Перед уходом со стоянки костер должен быть полностью потушен. Покидать место привала, только убедившись, что ни одно полено или ветка больше не тлеет.
8. В случае опасного возгорания тушите очаг возгорания с помощью воды или, забрасывая его землей, можно сбивать огонь ветками лиственных деревьев.
Вопросы к детям:
— Где нельзя разводить костры?
— От чего возникают пожары в лесу и поле?
— Что нужно делать, если много дыма?
— Что нужно делать, если начался пожар?
Решаем проблемные ситуации «Случай в лесу» Ситуация 1 Вы с родителями выехали в лес на отдых. Они попросили вас помочь развести костер. Как вы это будете делать? Ситуация 2 Отдыхая на природе с родителями, вы развели костер. Через некоторое время обнаружили, что закончились дрова. Что вы будете делать? Ситуация 3 Собирая осенью с родителями грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Что вы будете делать? Ситуация 4 Собирая в лесу ягоды, вы заметили, что почва под ногами становится горячей и местами дымится. Что это означает? Как вы будете действовать дальше? Ситуация 5 Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре, вам стало трудно дышать. Что вы будете делать? Ситуация 6 Представьте, что вы оказались на лесном пожаре и решили принять участие в тушении огня. Но на вас загорелась одежда. Что вы будете делать?
ПОИГРАЕМ:
Игра: «Пожароопасные предметы»
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, пила, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
Игра: Какие из перечисленных действий могут привести к пожару
Цель: — закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара:
(рисование, чтение, поджигание бумаги, пение, игра с зажигалкой, изготовление поделок, прыгание через скакалку, поджигание сухой травы и листвы. пение хором, баловство со спичками, игра в снежки, зажигание бенгальских огней возле ёлки, мытьё посуды, умывание, игра с зажигалкой, игра в мяч. лепка из пластилина, забыли выключить утюг, мытьё рук, танцы, полив цветов, поджигание тополиного пуха, чистка ковра, игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами, забивание гвоздей, лепка, неисправный шнур у гирлянды, купание, игра с котёнком, перегрев телевизора, рассматривание книг, в близи, зажженной газовой плитой, мытьё рук).
Игра «Пожар» ( с движениями)
Пламя высоко взлетает! –Дети поднимают руки вверх.
Дыма чёрного клубы! –Круги в воздухе руками.
Искры в воздухе сверкают! –Взмахи руками.
Все за дело! Шланг тяни! Дети имитируют как
Шланг мы дружно размотали. разматывают и тянут шланг.
Ну, огонь, теперь держись!
Бьет струи вода тугая.
Пламя, гаснет, потухает Дети приседают.
Без подмоги обошлись!
Даже детям стало ясно,
Что с огнём шутить опасно! – Грозят пальчиком
конкурс загадок:
1. То назад, то вперёд, Ходит-бродит пароход, Остановишь — горе. Продырявит море. (Утюг)
2. Все ест – не наедается, А пьет – умирает. (Огонь)
3. Дремлют в домике девчонки — бурые шапочки. (Спички)
4. Висит — молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит. (Огнетушитель)
5. Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. (Дым)
6 . Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
7. Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь)
8. Без рук, без ног, А на гору быстро ползет. (Огонь.)
9. Шипит и злится, Воды боится. С языком – а не лает, Без зубов – а кусает? (Огонь.)
10. Рыжий зверь в печи сидит. Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может два. Ты его рукой не тронь. Искусает всю ладонь.(Огонь.)
11. Висит – молчит, А перевернешь, шипит, И пена летит.(Огнетушитель.)
Конкурс «Знатоки пословиц и поговорок об огне».
Пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности.
•Дыма без огня не бывает.
•Там не загорится, где огня нет.
•Из огня да в полымя.
•Спички не тронь – в них огонь.
•Спичка невеличка, огонь великан.
•Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
•Там не загорится, где огня нет. •Не имей привычки, носить в кармане спички.
•Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда. •Маленькая спичка сжигает большой лес.
Пожарное дело — для крепких парней,
Пожарное дело — спасение людей,
Пожарное дело — отвага и честь,
Пожарное дело — так было и есть!
Не бросай горящих спичек И промасленных вещей, Лес легко воспламенится, Потушить его сложней! И стеклянные осколки Страшны лесу в жаркий день, Даже мелкие, с иголку, Зажигают старый пень! Костры в лесах не разводить! Болота торфяные не будить! В пожароопасную погоду – Не делайте «вылазку» на природу!
Чтоб избежать в лесу пожара,
Запомнить надо навсегда –
Огонь оставит только пепел,
И лес погибнет навсегда!
Ребята сохраним наш лес от пожара, пусть он радует всех своей красотой и прохладой!