Выпуск №5. Тема: «Оздоравливающие игры для частоболеющих детей»

Газета «Здоровье ребенка в ваших руках».

Выпуск №5. Тема: «Оздоравливающие игры для частоболеющих детей»

Роль движений в развитии и здоровье человека велика. Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнью.

Ребенка не всегда можно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Поэтому данные представленные адаптированные игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать. К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта.

В результате использования лечебных игр, мы не только оздоравливаем детей, но способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать.

Общие рекомендации по проведению игр:

Во время болезни стоит выбирать игры, не вызывающие большой психологической нагрузки (дети увеличивая темп выполнения, могут вызвать перегрузку организма). Лучше всего обращать внимание на точность выполнения и соблюдение правил игры.

Игры следует подбирать и сочетать таким образом: чтобы они не вызывали утомления, оказывали разностороннее воздействие на ребенка и обязательно делать перерыв на отдых с музыкальными заставками, пением.

Игры проводить в течение 3-4 месяцев 2-3 раза в день с учетом психологической нагрузки: т.е. вначале игры с меньшей нагрузкой, а затем – с большей нагрузкой , и опять закончить игрой с меньшей нагрузкой.

Для концентрации внимания у ребенка – убрать все предметы и игрушки,  которые могут отвлечь.

Взрослый (мама, папа) или тот, кто играет с ребенком обязательно, принимает участие. Голос при этом должен быть заинтересованным или даже интригующим.

Перед игрой, в самом начале, обязательно проветрить комнату, очистить нос от слизи, что поможет осуществлять правильное носовое дыхание.

Дети могут часто забывать правила – это неизбежно и нормально, поэтому: пред началом игры нужно в понятной форме разъяснить, напомнить правила, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.

Если вы увидели, что задание для ребенка оказалось сложным, то можете внести изменения в ход самой игры или использовать игру менее сложную.

Если вы один и вам сложно проводить занятия в течении 3-4 месяцев, то можете договориться с другими родителями и делать это по очереди, командой (3-4 участника).

Время занятий, игр от 5 минут до 15 минут.

Критерии усталости организма у ребенка во время игры:

Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, ссорится с другими участниками), или, наоборот, через чур вялый, отвлекается.

Движения выполняет нечетко, неуверенно, появляются лишние движения.

Кожа сильно покраснела или побледнела, небольшая синющность под глазами.

Ребенок сильно потеет, особенно лицо

Пульс и дыхание учащены.

Чтобы снизить нагрузку, снять психоэмоциональное напряжение вам следует:

— уменьшить время занятий;

— уменьшить количество повторений одной и той же игры;

— упростить сюжет игры;

— изменить исходное положение во время игры (лежа или сидя);

— чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения

— снизить требовательность к точности и координации движений;

— голос сделать более мягким, повествовательным, а не командным;

— использовать негромкую, мелодичную музыку.

Игры для часто болеющих детей  (в домашних условиях)

1.«Пастушок дудит в рожок».

Попросить ребенка как можно громче подуть в дудочку, рожок, чтобы созвать всех коров. При этом взрослый показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок или дудочку. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

2. «Король ветров».

Рассказ ведущего «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнования: какой ветер дует сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку (чья вертушка крутится дольше, тот и победил) или на подвешенные воздушные шары (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается 3 попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть. Из каждой пары отбирается лучший и они соревнуются между собой. Победителю присваивают титул «Король ветров» и усаживают «трон» (стул).

3. «Бульканье»

Перед каждым стоит на столике бутылочки с водой и соломинкой.Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в соломинку, чтобы получилось долгое бульканье. Все сначала пробуют сделать тоже самое. По команде все начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось пробулькать дольше, получает жетон.

4.«Совушка — сова».

Сидя на стульчике, ребенок на сигналы взрослого поворачивает голову: «День»- вправо и влево, а  «Ночь»-смотря вперед, машут руками-«крыльями» опуская медленно вниз, протяжно, без напряжения произнося «у…у…ф-ф-ф».

5.«Шарик лопнул»

Взрослый предлагает детям «надуть шарик».Дети должны надуть воображаемый шарик через рот «ффф..» медленно соединяя ладони под шариком.

По сигналу взрослого шарик лопается – дети хлопают в ладоши

6.«Запасливые хомячки»

Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно.

Затем  начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».

7.«Чей шарик дальше?»

Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше

8.«Перышки»

Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее

9.«Самолетик-самолет»

Самолетик-самолет

Отправляется в полет,

(ребенок разводит руки в стороны ладонями вверх)

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

(делает поворот вправо

и выдох «жжж»)

Постою и отдохну

(встает прямо, опустив руки, — пауза)

Я налево полечу,

(поднимает голову — вдох)

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,

(делает поворот влево

 и выдох «жжж»)

Постою и отдохну

(встает прямо и опускает руки — пауза)

10.«Мышка и Мишка»

Ведущий показывает движения и произносит слова:

У Мишки дом огромный

(выпрямится, встать на носки, поднять руки вверх, подтянуться, посмотреть на руки – вдох)

У мышки – очень маленький

(присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «шшш»)

Мышка ходит в гости к Мишке,

Он же к ней не попадает.

(надо ходить по залу)

Стишок с движениями повторяется 4-6 раз. Ведущему следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.

11. «Ветер»

Ведущий предлагает поиграть в «ветер».Читает стихи и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу:

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу — налево посвищу

(повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть)

Могу подуть направо,

(голова прямо — вдох, голова направо — выдох, губы трубочкой)

Могу подуть вверх — в облака

(голова прямо — вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь груди, — спокойный глубокий выдох через рот)

А пока — я тучи разгоню.

(круговые движения руками)

12.«Поезд с арбузами»

Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросается мячик кому-нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Иногда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему – это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2—3 минуты останавливаются. Дети говорят «шшш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке.

 13.«Куры»

Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки-«крылья», опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, – выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3-5 раз.

 14.«Косари»

Ведущий предлагает ребенку покосить траву. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком «зу» переводит руки махом в сторону (влево выдох, затем вперед, вправо — вдох):

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют игру 3—4 раза

24 января, 2024 by