Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Главная > Архив групп > Подснежник > Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что с каждым годом абсолютно здоровых детей в стране рождается всё меньше. И, пройдя жизненный путь от детского сада и до периода взросления, человек не становится здоровее. Поэтому для сегодняшнего образования так важен вопрос сохранения здоровья ребёнка.
Один из компонентов образовательных областей ФГОС — физическое развитие, которое предусматривает становление ценностей здорового образа жизни.
Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. О необходимости иметь хорошее зрение говорить излишне. А сегодня эта проблема особенно актуальна. У многих детей уже в дошкольном возрасте развивается близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
В связи с этим воспитателю необходимо овладеть знаниями о гигиене, охране, коррекции отклонений в развитии органов зрения. Однако это не значит, что воспитатель должен уметь ставить диагноз. Он должен:
Грамотно использовать сведения, которые имеются в медицинских документах ребёнка;
Знать физиологические и возрастные особенности его развития;
Уметь видеть отдельные признаки (симптомы) отклонений зрительного восприятия.
Какие же факторы губительно отражаются на функциональных свойствах глаз?
Природа «рассчитала» работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения. И лишь одна цилиарная мышца рассчитана на работу в режиме ближнего зрения. Телевизор, компьютер, электронные игры отрицательно влияют не только на зрение, но и на психику ребёнка. Недостаточно развившийся ещё глаз ребёнка не справляется с большими нагрузками и вынужден приспосабливаться к ним за счёт потери остроты зрения.
Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача воспитателя построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Для этого в процессе своей работы воспитатель может использовать метод У. Бейтса, методику профессора Э.С. Аветисова, творчески внедрять принципы здоровье развивающего обучения В.Ф.Базарного.
Выбранные методики позволят успешно решать следующие задачи:
Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;
Тренировать глаза с помощью упражнений;
Развивать дистантную остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;
Сохранять зрение детей.
В монографии профессора В.Ф.Базарного « Зрение у детей: Проблемы развития» изложена концепция здоровье развивающего и здоровье укрепляющего обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Концепция имеет 5 основных моментов, которые воспитатель может использовать в своей работе:
Первый момент: построение занятий с детьми в режиме «зрительных горизонтов» и подвижных объектов, то есть дидактический материал максимально удалён от детей и находится в движении по отношению к ним и наоборот, дети двигаются по отношению к материалу. По возможности занятия проводятся в условиях естественной экологической среды.
Второй момент: 2-3 раза в неделю проводятся специальные занятия по увеличению резерва зрения детей.
Третий момент: для тренировки мышц органов зрения, профилактики миопии (близорукости) 1-2 раза в день дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движениями глаз и головы по чётко запрограммированной траектории.
Четвёртый момент: все занятия (независимо от раздела программы) проводятся в режиме «динамической позы», то есть периодической смены позы: «сидя», «стоя», используется и поза «лёжа».
Пятый момент: использование «Экологического Букваря» при знакомстве детей с буквами, обучению чтению. «Экологический Букварь» по Базарному — это сюжет природы размером не менее двух метров. Герои известных детских сказок, звери, птицы приносят детям буквы, знакомят с ними.
Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты находятся на максимальном расстоянии от детей. Намечается «линия воспитателя», то есть место, откуда демонстрируются детям пособия. Дети сидят от «линии воспитателя» в соответствии с остротой зрения.
Все занятия имеют одну структуру:
1 часть: рассматривание сюжетной картинки, где самые крупные предметы не более 2-3 сантиметров, а самые маленькие не менее 10 мм.
2 часть: рассматривание предметных картинок. Размеры изображённых предметов на картинках 3-5 сантиметров и менее. В этой части занятия применяется приём подвижных объектов.
3 часть: динамическая пауза, которая проводится всегда стоя.
Возможны различные варианты проведения:
дети смотрят на метки на стекле, затем вдаль на деревья (повторяют несколько раз).
упражнения с сигнальными метками. Игрушки развешаны в разных углах группы под потолком. Воспитатель предлагает детям найти глазами сначала одну игрушку, потом другую, третью и так далее несколько раз.
выполнение тренажей с помощью схемы зрительно-двигательных траекторий. Каждая траектория имеет свой цвет. Воспитатель предлагает детям следить глазами за движением луча фонарика по зелёной, голубой, красной «дорожке». Каждое упражнение выполняют по 10-15 раз в определённом порядке с первой по пятую линию.
4 часть: дистантное обучение чтению. Различные персонажи приносят периодически буквы. Размеры букв 5-10 см.
5 часть: логические упражнения, задачи, различный счёт предметов (прямой, обратный, порядковый), составление арифметических задач по иллюстрациям, задания типа «сложить из счётных палочек фигуру, которую покажет воспитатель».
Дети все задания выполняют охотно, с большим интересом. Периодически меняя позы «сидя», «стоя» ребёнок не испытывает чувство усталости. Постоянно снимая у детей физическое и психическое напряжение, необходимо помнить, что расслабление приводит к улучшению зрения. Для этого можно выполнить с детьми покачивания, стоя напротив окна на расстоянии 30 — 40 см и плавно перенося вес тела то на левую, то на правую ногу. При этом голова остаётся неподвижной относительно плеч и туловища. Можно при выполнении этого упражнения рассматривать какой-либо неподвижный предмет вдали. Это упражнение дети могут выполнять после занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Пальминг (palm (англ.) — ладонь) — это упражнение для расслабления глазодвигательных мышц. Потерев ладонь о ладонь до ощущения тепла, дети кладут руки на закрытые глаза (пальцы скрещены на лбу) таким образом, чтобы впадины ладоней находились над орбитами глаз и не оказывали давления на глазные яблоки. Это получается тогда, когда место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и касается переносицы. Во время выполнения пальминга можно включить спокойную музыку.
Вместе с детьми можно выполнять упражнения для тренировки глаз по методике профессора Э.С. Аветисова:
Сидя: крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть глаза на 5 сек. Повторить 8-10 раз.
Сидя: быстро моргать глазами 1-2 минуты.
Сидя: массировать глаза через закрытые веки круговыми
движениями указательных пальцев в течение 1 минуты.
Сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с века. Повторить 3-7 раз.
Эти упражнения направлены на улучшение функций цилиарной мышцы, так как существенно улучшают региональное кровообращение.
Ежедневное выполнение точечного массажа после сна способствует не только сохранению остроты зрения, но и улучшению общего состояния организма ребёнка, снижению уровня заболеваний простудного характера.
Одним из главных результатов работы воспитателя можно считать осознанное отношение детей к вопросам сохранения своего здоровья, в частности зрения. Этому могут способствовать проводимые в виде игры «Уроки здоровья» в детском саду, где дети получают представления о строении человеческого тела, о пользе витаминов, о соблюдении правил личной гигиены.
Воспитателю необходимо нести детям положительный заряд энергии. Проводя ежедневные прогулки, наблюдая вместе с детьми за окружающим миром нужно не забывать о том, что жёлтый и зелёный цвета оказывают положительное успокаивающее воздействие на глаза.
Уделяя большое внимание охране зрения у детей в детском саду, желательно, чтобы эта работа продолжилась и в начальной школе, так как орган зрения — глаз — формируется до 10 — 12 лет, поэтому вопрос преемственности в данной работе детского сада и школы должен быть решён положительно.