Социализация – процесс активного вхождения человека в мир себе подобных (в мир людей, усвоение и преобразование накопленного опыта, обеспечивающего тем самым прогресс общества. Процесс социализации идет на протяжении всей жизни и начинать его нужно с раннего возраста.
В нашем детском саду для формирования патриотических качеств и ознакомления детей с правами и обязанностями ребенка в качестве парциальной программы используется программа С. А. Козловой «Я-человек» — программа социального развития ребенка. Цель и назначение ее — способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.
Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка осуществляется в тесном единстве, они взаимно связаны, мотивированы и носят у детей преимущественно прагматический характер.
Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.
Стержневым понятием программы являются знания о человеке.
Знания о социальной действительности выполняют в процессе социализации триединую функций: информативность, эмоциональность, регуляторность (побудительность).
Для эффективности реализации поставленных задач создаются следующие условия способствующие: развитию чувства уверенности, защищенности, убежденности ребенка в любви и удовлетворенности различных потребностей; знакомству детей с их правами и обязанностями; свободной и самостоятельной ориентировки в помещении детского сада, наличию мест уединения, периодическому обустройству группы и смене обстановки.
в работе с детьми используются такие приемы как: еженедельные планированные познавательные, эвристические беседы, экспериментирование и опыты, изодеятельность и конструктивная деятельность, слушание музыки, чтение художественной литературы.
Советы родителям:
Беседовать с ребенком тогда, когда ему хочется разговаривать с вами на данную тему.
Не спешить с ответом на ваш вопрос или вопрос ребенка. Опосредованно подведите ребенка к правильному заключению, к переживанию состояния первооткрывателя своей «эврики».
Определите что ребенок знает о себе (мой организм, мои чувства; мои мысли; мои поступки; мои умения; моя семья; моя родословная; как мы живем в детском саду). Помогите ему познать себя.
Выясните вместе с ребенком «Кто такие взрослые люди» (дети и взрослые; зачем и как работают взрослые люди; как и зачем люди отдыхают). Посещайте вместе с детьми больше общественных мест, рассказывайте о профессиях, действиях и обязанностях людей в той или иной профессии.
Уточните кто такой «Человек-творец» (предметы рукотворного мира; человек создает технику; живая и неживая природа и человек; материалы, созданные человеком; человек-художник) Посещайте театры, выставки, мероприятия культурного направления, продолжайте знакомить с традициями и обычаями семьи.
Формируйте у детей знания о «Земля – наш общий дом» (что такое Земля; какие люди живут на Земле; какие люди заселили Землю; твоя страна, твой народ). Читайте художественные произведения народов мира.