Дошкольный возраст – это период активного роста и развития ребенка. Именно в этот период формируются все основные аспекты личности. Особенно важно в этот период для ребенка общение не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Общение — это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достиженияобщего результата. Для дошкольниковобщение – это еще и средство развития, оноразвивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности,развивает активность.
Общение складывается из 3-х составляющих:
— «я хочу общаться»
— «я знаю, как общаться»
— «я умею общаться»
Первая составляющая, назовем ее «область желания», включает в себя потребность в общении, желание ребенка вступать в контакт с окружающими.
Общение с близкими взрослыми — это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь.
Вторая составляющая общения — «область знания» определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, другими детьми.
Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться некоторых практических советов:
∙ Научитесь слушать и слышать ребенка.
∙ Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.
∙ Избегайте сразу давать советы.
∙ Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.
∙ Не перебивайте ребенка!
∙ Воздержитесь от поучений!
∙ Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.
∙ Научитесь хвалить и благодарить друг друга.
∙ Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.
Информацию подготовила: воспитатель Бабушкина Н.В.