Тематические родительские собрания по теме «Математика — царица всех наук, или о математических способностях ребенка

В детском саду прошли тематические родительские собрания в онлайн — формате, на которых педагоги и родители обсуждали вопросы: развитие математических способностей у детей дошкольников; безопасность (гололед, правила пожарной безопасности, интернет — хорошо или плохо?)

Главным вопросом стало, то что родители обеспокоены тем, что в настоящее время статистика показывает низкие результаты усвоения программного материала по предмету в школе «Математика». Поэтому необходимо помочь ребенку овладеть знаниями по математике, научить его думать, логически размышлять, самостоятельно принимать верные решения.

«Природа формулирует свои законы языком математики». Эти слова принадлежат Г. Галилею. И правда, изменения, процессы, происходящие в пестром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов, что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать ее в каждом последующем случае заново. Самый простой пример: 3+2 всегда 5, и о чем бы ни шла речь – о песчинках или планетах, о людях или цветах. Эту идею можно дать детям.

Формирование элементарных математических представлений – это средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир свойственно человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание – функция не только интеллекта человека. Познание – функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах.

Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.

Основной способ познания для ребенка этого возраста – наши рассказы, ответы на его вопросы, а также на наши вопросы к нему. При поиске ответа ребенка нужно размышлять вслух вместе с ребенком.

Однако при организации работы по формированию элементарных математических представлений встает проблема меры. И невозможно не прислушаться к мнению специалистов по охране здоровья. Вот что пишет детский психотерапевт В. И. Гарбузов:

«Нередко полагают, что умственное развитие детей в ХХI веке необходимо ускорить. Тенденция чрезмерного раннего (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике, иностранным языкам, шахматам, музыке по нотам, работе на дисплее, игре со сложными электронными устройствами опасна потому, что при этом происходит ранняя неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому. А до 6 лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы и подавляют развитие воображения. Обилие абстрактного материала ведет к «шизоидной интоксикации». Гасится и искажается эмоциональность.

До 5,5 лет ребенок должен накопить эмоциональный опыт отношений, ориентироваться не в знаках и схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни, в природе. Он должен ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире и рисовать лес, а не корабли инопланетян. Если еще 20 – 30 лет назад для ребенка палка могла стать лошадью, ружьем, копьем и он возводил дома и крепости из песка, в настоящее время он получает это в готовой игрушке. Страдает развитие воображения, из жизни ребенка вытесняется его собственное творчество. Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из книг вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, мышление формализуется. Так получают профессию, не став в свое время личностью».

Таким образом, хотим подчеркнуть, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. И нашей задачей является – открыть ребенку красоту и богатство мира, и любое знание лишь средство решения этой задачи.

Методически планируя работу, включаю математическое содержание в различные виды традиционной детской деятельности: игры, рисование, лепку, труд, пение, движение под музыку. Это позволяет благополучно избежать нудных и скучных занятий, которые так утомляют детей.

Математика…выявляет порядок, симметрию и  определенность. А это важнейшие виды прекрасного.
Аристотель

24 ноября, 2020 by