Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет, почему – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день.
С помощью утренней гимнастики ребенок, да и взрослый, быстро стряхнет с себя остатки сна и включится в дневной ритм, т.е гимнастика нацелена на то, чтобы переход между сном и бодрствованием сделать мягким и гармоничным.
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект.
- Улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы.
- Укрепляет и закаляет нервную систему, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов.
- Улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям.
- Вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Оздоровительный эффект утренней гимнастики достигается с помощью ее регулярного выполнения. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления.
При этом упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Правильнее всего делать упражнения от простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
Таким образом, Утренняя гимнастика должна быть:
- Регулярной
- Систематичной
- Умеренной
- Доступной.
- Постепенной.
- Разнообразной.
- Продолжительность гимнастики зависит от возраста ребенка. Так, например в 2-3 года это всего 5 минут;
- 3-4 года 5-7 минут;
- 4-5 лет 6-8 минут
- 5-6 лет 8-10 минут;
- 6-7 лет 11-12.
То есть с взрослением ребенка время увеличивается на 2-3 минуты.
Так же и увеличивается количество упражнений: от 4-5 упражнений для детей помладше; до 10-12 для детей старшего школьного возраста.
В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача.
Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.