Важность театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
Существует важная проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли», часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка и снятия зажатости обучения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Большие возможности в этом направлении принадлежат театрализованным играм, театральной педагогике.
Театр — один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные не только с художественным и нравственным воспитанием, но и с развитием речи, памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.
Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры.
В обучении и воспитании средствами театрализованной игры важно ориентироваться на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, создание психологической комфортности, которая предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов.
Для успешной реализации возможностей необходимо:
— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
— приобщать к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в непосредственную образовательную деятельность, а также запланирована в недельном расписании по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его социального опыта. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
— индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
— особенности его эмоционально-личностного развития;
— интересы, склонности, предпочтения и потребности;
— любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
— возрастные и полоролевые особенности.
Педагогу при организации театрализованной и педагогической деятельности следует помнить, что человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни!
Виды театров в детском саду
Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:
настольный театр;
− стендовый;
− верховой;
− наручный;
− напольный;
− театр живой куклы.
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.
Стендовый театр
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:
Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью).
Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
3. Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре.
Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
Настольный театр
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.
Каким же бывает настольный театр в детском саду:
1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
2. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.
«Наручный» театр
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки».
Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
− пальчиковый;
− перчаточный.
Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Бывают следующего вида:
1. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
2. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку.
3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.
Напольный театр
В напольном театре используются куклы-марионетки. Именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению поло жительных эмоций у дошкольников.
Театр живой куклы
Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга.
Различают следующие виды описанной игровой деятельности:
− театр масок;
− театр кукол великанов.
Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.
Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.
12 января, 2020 by admin
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?