Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ профилактике нарушения зрения у детей»
Главная > Группы > Корпус-1 > Кувшинка. > Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ профилактике нарушения зрения у детей»
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
профилактике нарушения зрения у детей.
Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влиянием дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.
Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повышать общую и зрительную работоспособность и препятствовать утомлению глаз и связанных с ним расстройств зрения.
Как сохранить зрение?
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий. Дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Однотипные занятия, связанные с напряжениием зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.
Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.
Неправильное освещение, неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости. Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, т.к. эта привычка может явиться одним из провоцирующих близорукость факторов.
1. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз игры:
«Лабиринт» (Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику по лабиринту)
«Веселый контур» (прием зашумления)
«Найди отличие», «Игры с прищепками» и т.п.
2. Здоровьесберегающие компоненты:
Упражнения, полезные для снятия зрительного напряжения и тренировки аккомодационного аппарата:
Метка на стекле (По Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить 5 раз.
Посмотреть на палец вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз. 3. Специальные упражнения по снятию напряжения глазных мышц
Упражнение «Пальминг»
Прикрыть глаза разогретыми ладонями. Медленно произнести: «Мне хорошо, я лечу на ковре -самолете, небо черное -черное. Тепло моих рук передается глазам, они становятся теплыми. Мне хорошо и спокойно. Я сейчас улыбнусь и все ясно увижу». Можно использовать фонограммы.
Мигание
Люди, обладающие нормальным зрением и расслабленными глазами, мигают каждые 3 секунды, итак примерно 20 раз в минуту. Люди со сниженным уровнем зрения и перенапряжёнными глазами моргают слишком мало, их глаза малоподвижны, что вызывает оттягивание глаз в ту или иную сторону, нарушая их синхронную работу. Т.О., такое упражнение, как мигание, играет важную роль для расслабления и регенерации глазных мышц.
Поверхность глаза увлажняется слёзной жидкостью, очищая тем самым глаза
Глаза регенерируются;
Взгляд становится яснее;
Процесс мигания прерывает неподвижность глазных мышц
Это предотвращает перенапряжение глаз
При мигании поток информации, проходящий через глаза в мозг, прерывается на короткий промежуток времени.
Т.О. возникает полезная и приятная для глаз пауза. 4. Тренажеры «Маршруты глаз»
для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Методика профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости. Слежение глазами по заданной траектории. Можно изготовить свои тренажёры с заданной траекторией, учитывая тематическое планирование ( листочки, ёлочки, улитки, разнообразные игрушки)
5. Физкультминутки для глаз позволяют:
• -снять напряжение с глазных мышц;
• -повысить работоспособность;
• -восстановить работоспособность головного мозга;
• -сконцентрировать внимание.
Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.
6. Просмотр стереограмм
Какая польза для зрения от просмотра стереограмм? Польза в том, что зрение расфокусируется и при просмотре подряд нескольких стереокартинок мышцы расслабляются. Детям, к примеру, интереснее разглядывать стереокартинки, чем делать тот же самый пальминг.
В ы в о д ы
Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система. Информацию подготовила воспитатель гр. Кувшинка, Кирхгеснер А. В.