Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.
Ход игры.
Взросый приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:
«Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога: Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина«.
Игровое упражнение «Подбери действие»
Цель: активизировать глагольный словарь по теме «Правила дорожного движения»
Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: «Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос «что делает?». Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?»
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
Игровое упражнение «Туристы»
Цель. Развитие лексико-грамматического строя речи. Усвоение творительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры.
Педагог: Путешественники или туристы пользуются разными видами транспорта. Так как туристов много, то и транспортных средств тоже много. Сейчас я буду называть одно транспортное средство, а вы должны назвать, на каких транспортных средствах передвигаются туристы.
Например: Я скажу – турист поедет на велосипеде, а вы должны сказать – а туристы поедут навелосипедах.
Примечание: Дети должны выделять окончания в словах-ответах.
Машина, поезд, самолет, пароход, мотоцикл, автобус, аэробус, луноход, вездеход, джип, сани, ракета, теплоход, электричка, автомобиль и т.д.
Игровое упражнение «Путешествие Вани»
Цель: закрепить умение образовывать приставочные глаголы движения.
Игровые действия. Дополнить рассказ взрослого нужными словами.
Ход игры.
Педагог: «Ребята, Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать.
Из дома Ваня (что сделал?)… (вышел), речку по мостику он (что сделал?)… (перешёл) и дальше… (пошёл). Ваня к дороге … (подошёл), на машину сел и … (поехал). Машина ехала и на горку … (въехала), потом она с горки … (съехала), кочку …(переехала). По пути встретилось озеро и машина её … (объехала). Наконец на железнодорожный вокзал … (приехала). Ваня на поезд сел и … (поехал). Вскоре в другой город… (приехал), из поезда …(вышел), остановку нашёл и к ней …(подошёл). Сел на автобус и к пляжу …(приехал) и стал отдыхать».
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации движений.
Игровые действия. Подбор антонимов.
Материал. Мяч.
Ход игры.
ИВзрослый бросает мяч ребёнку и произносит глагол, ребёнок должен назвать слово-антоним и вернуть мяч.