К сожалению, по статистике каждый год в России на дорогах погибают сотни детей в результате ДТП. Это происходит потому, что взрослые зачастую подают неправильный пример своим детям. Поэтому виновниками ДТП очень часто являются сами дети: они играют рядом с дорогой, переходят дорогу в неположенных местах.
Как утверждают психологи, у детей дошкольного возраста ориентация на дороге развита очень слабо, так как внимание рассеянное, реакция замедленная, поэтому ему в критической ситуации очень тяжело быстро среагировать в опасности. Вот почему с самого раннего детства детей необходимо приучать к соблюдению правил дорожного движения. Участниками должны быть в первую очередь родители. Запомните, как только ваш ребёнок начал ходить самостоятельно — смело можно учить его правилам дорожного движения. Причём разговор о дороге нужно проводить серьёзно, чтобы ребёнок понял по вашему тону, что вы не играете.
В младшем возрасте детей знакомят с улицей, дорогой, тротуаром. В старшем возрасте можно понаблюдать за работой светофора: как меняет цвет светофор и как ведут себя автомобили и пешеходы. Также в этом возрасте можно обращать внимание на связь состояния дороги и возможность опасности: освещение, гололёд, снегопад, количество машин и пешеходов. Также можно составить с ребёнком схему опасных участков во дворе. А затем ребёнок по этой схеме может рассказать, где, например, ребёнок может покататься на велосипеде, а где кататься опасно, или где играть разрешено, а где — опасно. все эти методы дисциплинируют ребёнка, и они быстрее понимают, что можно делать, а что делать нельзя.
Но не стоит забывать о личном примере. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следует отметить, что это самый главный фактор воспитания правильного поведения на дороге.
При выходе из дома:
— если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
— если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь — нет ли за препятствием опасности.
При движении по тротуару:
— придерживайтесь правой стороны тротуара;
— не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
— маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
— приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
— разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
— не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
— при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все
указания взрослых, сопровождающих детей. Готовясь перейти дорогу:
— остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
— привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
— подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
— не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
— обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
— неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
— переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках — по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
— идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта;
— выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усадить, что при переходе дороги разговоры излишни;
— не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
— не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
— не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
— не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
— не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
— при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть, при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
И напоследок, хотелось бы посоветовать взрослым не оставаться равнодушными к поведению на дороге и чужих детей. Быть может, ваше замечание и помощь, оказанная вами, поможет предотвратить беду!!!