В рамках музыкальной гостиной прошел мастер – класс с воспитателями на тему «Формирование элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности», который провела музыкальный руководитель Бесараб Валерия Валерьевна.
О роли формирования элементарных математических представлений у дошкольников в музыкальной деятельности говорил еще Альбер Эйнштейн, который считал, что настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Элементарные математические представления у дошкольников легко усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Музыка делает любое занятие необычным и более интересным. А музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр помогает малышу в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, по длительности, развивает чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально — сенсорных способностей.
Начиная со средней группы с детьми разучиваются математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. В старшем дошкольном возрасте интересны математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях. При восприятии музыки, дошкольники закрепляют понятие «времена года» (кол-во), время суток (утро, день, вечер, ночь), знакомясь с музыкальными произведениями П.И. Чайковского Альбом «Времена года», Э. Григ «Утро», С. Прокофьев «Вечер» и т.д.
Со старшими дошкольниками предлагаем игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (вправо, влево, вперёд, назад, движение по кругу, врассыпную), различные перестроения (в шеренгу, в колонну, в несколько кругов). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Подвижная музыкальная игра «Путаница” способствует закреплению знаний о количественном счете. Под музыку дети двигаются врассыпную с цифрами в руках. С окончанием музыки выстраиваются по порядку от 1 до 10. Такие игры вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений, самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.
Кроме этого, на музыкальных занятиях применяются всевозможные считалки, физкультминутки, музыкальные загадки и пальчиковые игры, музыкальные разминки, например музыкальная разминка «Счет» музыка Л. Палий, которые также способствуют формированию математических представлений.