«В каком возрасте изучать с ребенком цвета и как это лучше делать?» — часто спрашивают мамы специалистов по раннему развитию. В возрасте от 1 до 2 лет малыш вполне готов освоить основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, а затем белый и черный. Предлагаем игры, которые помогут развить цветовосприятие, мелкую моторику, навыки классификации предметов.
«Яблоки для варенья и компота»
Материалы: рабочий лист с изображением двух белок, красной и жёлтой корзины, красные и жёлтые круги (яблоки), вырезанные из цветной бумаги — по 3 штуки каждого цвета, клей.
Ёжик к белочке пришёл, Ей подарочек нашёл: Яблоки прекрасные: Жёлтые и красные!
— Белочки решили сварить из яблок варенье и компот. Из красных яблок белки сварят варенье, а из жёлтых — компот. Давай поможем белочкам разложить яблоки по корзинкам. Красные яблоки сложим в красную корзину, а жёлтые — в жёлтую корзину.
Ребенок раскладывает яблоки по корзинам, а затем их приклеивает.
«Красные цветы на полянке»
Материалы: овальная полянка зелёного цвета (из картона), цветы красного, жёлтого и синего цветов на тарелочках — по 5 штук каждого цвета, клей. Игрушка — котёнок.
— Котёнок уже вышел на крыльцо, чтобы идти в гости к кукле Маше, но тут увидел, что забыл посадить цветочки. Наш котёнок больше всего любит цветочки красного цвета.
Давай поможем котёнку посадить цветочки, ведь он так торопится в гости к Маше!
Ребенок приклеивает на полянку цветы только красного цвета.
«Синие цветы»
Материалы: рабочий лист с изображением цыплёнка, тарелочки с вырезанными цветочками красного, жёлтого, зелёного и синего цвета по 5 шт. каждого цвета, клей.
Бросив скорлупки, Бежит по дорожке Жёлтый комочек На тоненьких ножках.
— Цыплёнок убежал на полянку собирать цветочки для курочки-мамы. Курочка любит цветочки синего цвета. Давай посадим на полянке только синие цветочки — пусть цыплёнок соберёт их для мамы.
— Вот какая красивая полянка получилась!
«Бабочки на полянках»
Материалы: разноцветные полянки (лист формата А4, разделённый на 4 части, каждая из которых имеет свой цвет — красный, синий, зелёный или жёлтый); на тарелочках — бабочки красного, жёлтого и синего цвета — по 2 шт. каждого цвета. Игрушка — птичка.
— Чик-чирик, чик-чирик. Это птичка к нам прилетела! Как говорит птичка?
— Надо спрятать скорее наших бабочек, пока она их не съела! Давайте спрячем бабочек на полянки своего цвета, и птичка их не заметит. Красных бабочек посадим на красную полянку, жёлтых бабочек посадим на жёлтую полянку, а синих бабочек — на синюю.
Ребенок сажает бабочек на полянку.
— Молодец! Ищет птичка бабочек, ищет, а найти не может. Улетела птичка…
«Рыбалка»
Материалы: рабочий лист с изображением двух ведерок; вырезанные заранее рыбки двух цветов — по 2 рыбки каждого цвета на ребенка (лежат на раздаточных тарелочках); клей. Игрушка — зайчик.
Рыбка в озере живет, Может плавать взад-вперед, Ведь умелы и легки Хвост ее и плавники!
— Пришел зайчик к пруду и наловил много рыбок — красных и желтых. Есть у зайчика два ведерка — одно красное, а другое желтое. Давайте поможем зайчику разложить рыбок в ведерки. Красную рыбку положим в красное ведерко, а желтую — в желтое.
Дети приклеивают рыбок.
«Ваза с конфетами»
Материалы: рабочий лист с контуром вазы; вырезанные из бумаги конфетки красного, синего, желтого и зеленого цветов — по 1 штуке каждого цвета; клей. Матрешка.
— Матрешка купила в магазине конфетки, давайте их сложим в вазочку.
— Положите красную конфетку, зеленую, желтую, синюю.
Дети делают аппликацию в заданном порядке: сначала приклеивают красную конфетку, потом зеленую и т.д.
— Вот как много конфеток теперь в вазе!
«Разноцветные яички»
Материалы: контуры разноцветных яиц на рабочих листах (основных цветов); вырезанные для каждого ребенка контуры яиц таких же цветов; клей.
— Курочка Ряба снесла яички не простые, а разноцветные — красное, желтое, зеленое и синее. Только яички в травке потерялись, надо их найти и на свои места положить.
Дети кладут яйца на свои места и приклеивают их.
— Какие красивые яички снесла курочка Ряба!
«Башенка»
Материалы: раздаточный лист с нарисованными игрушками — вертолетом, зайчиком и построенной башней из четырех разноцветных кубиков (синий, красный, желтый, зеленый); по 4 кубика на ребенка — по одному красному, желтому, синему и зеленому кубику.
Рассматриваем раздаточный лист, называем игрушки, в которые любит играть кукла Маша.
— Где зайчик? Покажите зайчика. Какие у него длинные ушки? (Дети прикладывают ручки к голове и показывают ушки.)
— Где машинка? Где пирамидка? Где мячик? (Дети показывают пальчиком игрушки на рабочих листах). Педагог говорит, что кукла Маша построила башню, но она сломалась. Надо помочь ей построить башню, но именно так положить кубики, как она придумала.
Согласно цветам дети прикладывают кубики к листу.
— Какая высокая башенка получилась!
«Косточки для Жучки»
Материалы: рабочий лист с собакой и мисками, где лежат косточки черного и белого цветов; вырезанные косточки, черные и белые, — по 3 штуки каждого цвета на ребенка; клей. Игрушка — собачка.
Рано утром наш щенок Мне приносит поводок И давай хвостом вилять. Как же с ним не погулять?
— Давайте щеночку поможем разложить косточки в разные миски. Где белые косточки? Где черные косточки? Давайте белые косточки положим на тарелочку к белой косточке, а черные косточки положим на тарелочку к черной косточке.
Дети приклеивают косточки в нужные мисочки.
«Гусеницы»
Материал: рабочий лист с гусеницами чёрного и белого цветов, вырезанные из бумаги круги белого цвета — 5 шт. и чёрного 3 шт., клей.
— Жили-были две гусеницы, которые мечтали стать красивыми бабочками. Одна гусеница мечтала стать чёрной бабочкой, а другая белой. Только чтобы стать бабочками, гусеницам нужно ещё подрасти.
— Давай им в этом поможем, белой гусенице приклеим белые кружочки, а чёрной гусенице — чёрные.
Ребенок приклеивает круги согласно заданным цветам.
— Наши гусеницы обязательно превратятся в прекрасных бабочек!