Музыкальный ручеек в экологическом воспитании дошколят

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Формы работы с детьми.

1.Слушание

Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. Ребенку предлагают обратить внимание на поведение насекомых, на повадки домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим этапом ‒ предлагать обсудить как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.

Но, наряду с произведениями классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения написанные детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например — песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина «Ты слышишь, море», М. Дунаевского «Непогода» (муз. к к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»).

Говорим о временах года и слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс» Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года», «Времена года» П. И. Чайковского, звуки природы и голоса животных, птиц.

2. Игроритмика

Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.

Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество, но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

3.Музыкально-дидактические игры

Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности. 

Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать.

Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников, стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих.

Берегите, люди, лес

Гладь озёр и синь небес.

И цветы вы берегите

Их охапками не рвите.

Вы природу охраняйте

И костры не разжигайте.

Не ломайте тонких веток,

Не пугайте птичьих деток.

Грибы, ягоды берите,

Но в лесу вы не сорите.

Вы в лесу – всего лишь гости,

Злые вы замашки бросьте.

Родники вы охраняйте,

Ручейки не засоряйте.

И тогда тебе и мне

Природа всё воздаст вдвойне!!!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Цветок» «Дождь»

Утром рано он закрыт, Меж еловых мягких лап

делают из двух ладоней «бутон» поглаживание подушечками пальцев стоп

Но к полудню ближе Дождик кап- кап, кап- кап.

Распускает лепестки, стучат пальцами по столу

медленно раскрывают «бутон» Где сучок давно засох 

Красоту их вижу. сжимают, разжимают кулачки

шевелят всеми пальцами Серый мох, мох, мох.

К вечеру цветок опять Где листок к листку прилип

Закрывает венчик. стучат пальцами по столу

медленно закрывают «бутон» Вырос гриб, гриб, гриб.

И теперь он будет спать кулачок-ладошка ‒ гриб

До утра, как птенчик. Кто нашёл его друзья?

кулачки, хлопок, кулачки, хлопок

Это я, я, я.     хлопки по груди

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0921/00001ca8-47978c9c/img6.jpg

ПОЙТЕ ДОМА

«Шире круг» муз. Д. Львова-Компанейца слова В.Викторова 

Шире круг, 

Шире круг, 

Музыка зовет 

Всех друзей, 

Всех подруг  

В шумный хоровод!  

Дружат пчелка и цветок,  

Дружат лист и мотылек,  

Дружат реки и леса,  

Дружат в хоре голоса.  

Дружат рыбы в глубине, 

Дружат птицы в вышине,  

Дружит с небом океан,  

Дружат люди разных стран. 

Дружат солнце и весна,  

Дружат звезды и луна,  

Дружат в море корабли,  

Дружат дети всей земли.

СМОТРИТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Мультфильмы «Мальчик и лягушонок». «Шепот рыб», Мальчик и Земля, «Берегите воду»

Смешарики «Красная книга», «Маленькое большое море», 

Грузовичок Пик. «Мусор в лесу», 

Крокодил Гена и Чебурашка. Шапокляк

Мишки мимимишки. «Мусорный монстр»

Фиксики. «Пластик», «Ночник», «Экотестер», «Бумага», «Батарейки»

Спроси у Альберта. «Мусор и отходы как бумеранг».

26 мая, 2021 by