Цель: оказание помощи родителям в безопасной работе детей в Интернете
Задачи:
- познакомить родителей с угрозами, с которыми дети могут столкнуться в
Интернете. - совместно найти пути решения данной проблемы;
- познакомить родителей с советами специалистов по общению детей с
Интернетом; - побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;
Добрый день, уважаемые родители!
Тема нашего разговора сегодня «Безопасность детей в сети Интернет».
Интернет в жизни ребенка — это хорошо или плохо? На этот и другие вопросы
мы постараемся сегодня дать ответы.
Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в
памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное
время? Сформулируйте и запишите на листах бумаги.
На основании только что проделанной работы составьте от группы общий
список «Досуг моего детства».
Думаем, что ответы одинаковы — это игры Вашего детства, но они были немного иными, чем игры
ваших детей. «Салки», «Прятки», «Глухой телефон» и т.д., чтение интересных
книг также позволяло с пользой провести свободное время.
Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга.
Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Кажется, они «уже
рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это
хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником
информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине,
достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению»
будет доставлено в ваш дом. Обилие сайтов в Интернете, огромное количество
видео- и аудиопродукции … . Вся эта информация становится неотъемлемой
частью нашего бытия. К пяти-шести годам среднестатистический российский
ребенок начинает осваивать компьютер. Компьютерные игры, которые Вы ему
покупаете, носят, по уверению продавцов, «развивающий характер».
Действительно, с их помощью можно в увлекательной форме овладеть азбукой,
постичь тайны устного счета, познакомиться с другими странами и
континентами, изучить иностранный язык и т.д. Современные дети достаточно
быстро осваивают компьютерную технику: не проходит и двух месяцев, как
ребенок сам включает компьютер, пробует войти в Интернет.
Современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье,
развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные
исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со
средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении,
психологическом и физическом состоянии дошкольников. Именно родители
являются первыми проводниками ребенка в мир медиа, и могут оказать ему
действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации,
использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой
коммуникации, в т.ч. и сети Интернет.
Если ваши дети начинают пользоваться Интернетом, вы, без сомнения,
должны беспокоиться о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут
подстерегать их в путешествии по этому океану информации. Стоит понимать,
что как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и
весьма опасна.
Можно назвать несколько серьезных угроз, которые он в себя заключает:
• нежелательное содержание;
• азартные игры;
• вредоносные и нежелательные программы;
• мошенники, хакеры;
• интернет-зависимость (виртуальное замещение реальности);
• интернет-хулиганы.
Семейное соглашение о работе в Интернет
Если ваши дети заходят в Интернет, вам следует выработать вместе с ними
соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны
однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не
забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
• какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;
• сколько времени дети могут проводить в Интернет;
• что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;
• как следить за безопасностью.
Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет
выполняться!
Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное
соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения
вашими детьми.
Может ли у ребенка возникнуть компьютерная зависимость?
Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не
становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как
компьютерная зависимость не всегда признается даже взрослыми.
Компьютерная зависимость возникает и развивается постепенно, и
исследователи выделяют несколько стадий ее формирования. Рассмотрим их на
примере зависимости от ролевых компьютерных игр, в которые играют
большинство детей с 5-6 летнего возраста.
К первой стадии компьютерной зависимости относится легкая
увлеченность компьютерным ролевым действом. Скажем, ребенок,
попробовавший свои силы в понравившейся компьютерной игре, постепенно
увлекается ею: ему нравится, что в игре «все, как по правде», он с
удовольствием играет роль супергероя или всесильного чародея. Иными
словами, как и любая другая игровая деятельность, связанная с включением
ребенка в ролевое взаимодействие, компьютерная игра увлекает его и
доставляет немало положительных эмоций.
Следующая стадия, получившая название стадии увлеченности,
характеризуется регулярным обращением ребенка к компьютерным играм: он
просит у родителей разрешения поиграть еще, вновь и вновь спешит
возвратиться к полюбившимся героям.
Третья стадия – стадия зависимости связана не только с потребностью
играть, но и с изменениями в сфере самосознания и самооценки пользователя (в
нашем случае – ребенка). Существенные изменения претерпевает сфера
общения игрока, их трудно отвлечь на какое-либо другое занятие.
Следующая стадия (стадия привязанности) сопровождается некоторым
снижением игровой активности. Скажем, пройдя все этапы любимой игры,
игрок может утратить к ней интерес. Но как только у него появляется
возможность поиграть в следующую часть игры, интерес к ней вновь
активизируется.
Медики считают, что «болезнь легче предупредить, чем лечить», поэтому
для того, чтобы не случилось беды, родителям необходимо вовремя обратить
внимание на юного геймера.
Проблемой игромании в России врачи занимаются последние восемьдесять лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи
работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилетних детей уже есть
такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в
основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные
мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще
игра — это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не
достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся
жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире
реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что
можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не
сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в
итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире
реальном, что влечет за собой печальные последствия.
Что же делать?
Рекомендации родителям и детям
• установите правила использования домашнего компьютера и
постарайтесь найти разумный баланс между нахождением за компьютером и
физической нагрузкой вашего ребенка;
• кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской
комнате, а в комнате взрослых;
• в конце-концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы
проводите в Интернете и за компьютером.
Как защитить ребенка от компьютерной зависимости?
- Как можно больше общаться с ребенком.
- Приобщать ребенка к играм, культуре и спорту, чтобы он не стремился
заполнить свободное время компьютерными играми. Занимать его чем-то
еще, кроме компьютера. - Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и не
запрещать их полностью. Исключение составляют игры с насилием и
жестокостью. - Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые
посещает ребенок. - Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
- Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители.
- Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть
уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
Способы защиты детей от вредной информации в Интернете: - Использование лицензионного программного обеспечения (оперативная
система, антивирусная программа) - Использование специальных интернет-фильтров (интернет – цензор —
http://icensor.ru/soft/ — бесплатная программа, в основе программы лежит
технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и
нежелательных материалов).
Фильтры позволяют блокировать некоторые сайты, которые
содержат информацию:
• направленную на пропаганду войны, разжигание национальной
ненависти и вражды;
• пропагандирующую порнографию, насилие, наркоманию,
антиобщественное поведение;
• содержащую публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности;
• содержащую клевету, оскорбление;
• реклама алкогольной и табачной продукции;
• всплывающая реклама;
• компьютерные игры;
• сайты по отправлению СМС-сообщений. - Использование детских интернет-браузеров (например, детский интернетбраузер Google).
- Использование детских поисковиков.
- Входите в Интернет только совместно с детьми. По возможности находите
совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка.
Вы всегда сможете получить вспомогательную информацию,
используя следующие сайты:
Центр безопасного интернета в России — http://www.saferunet.ru/
Сайт «Лига безопасного Интернета» — http://www.ligainternet.ru/
Вместе с детьми Вы можете посетить полезные сайты и в процессе
игр получить практические навыки безопасного пользования Интернетом,
а также найти интересные развивающие игры:
Интерактивная игра «Джунгли Интернета» —
http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru
«Библиотека для детей» — электронная библиотека — http://www.detibook.info/. Возможность скачать тексты произведений детской
литературы.
Детские развивающие он-лайн игры «Играемся» http://www.igraemsa.ru/
Детский радиотеатр, сказки со старых пластинок http://skazkidetstva.ru/
Российские мультики — http://mults.spb.ru/
«IQша — клуб гармоничного развития ребёнка» — http://iqsha.ru/
Компьютер и Интернет, как и все, что нас окружает, может быть и
полезным, и вредным. Главный принцип при общении с Сетью Интернет: