В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития
нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с
особой остротой встаёт извечная проблема нравственного
воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют
необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего
формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня
человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это
высшее проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие
личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной
истории и национальному культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое
ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном
искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник
любви к Родине, патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в
ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского
национального характера: порядочность, совестливость, способность к
состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной
культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать
удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и
традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка
образ Родины.
Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не
навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться
русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь
пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не
сиди, сложа руки, не будет и скуки».
Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть
насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного
удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени
необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п.
Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как
органические составные части единого целого.
Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской
народной культуре?
- Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок,
использование пословиц и поговорок. - Рассказывание легенд и преданий.
- Разучивание песен и танцев нашего народа.
- Воспитание и уважение к родительскому дому.
- Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
- Бережное отношение к родной природе.
- Знакомство с художественными промыслами своего народа.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические
идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности
жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе
конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является
основой для пробуждения и упрочения эмоционально — положительного
отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и
тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам
выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный
характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и
каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно
привлекает внимание детей, и поэтому воздействуя на чувственную сферу
ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей
личности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее
время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение,
которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт
народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её
творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам,
народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в
естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной
язык
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей
подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими
воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа
формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное
богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям
своего народа.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически
конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и
отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен
и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную
функцию и в настоящее время может использоваться в учебновоспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы
привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время
оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор — это устное народное творчество, народная мудрость, народное
знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода.