В детском саду с начала месяца реализуется проект «Мой дом, мой город, моя планета», в процессе которого дети знакомятся: малыши с домом, его строением, людьми живущими в нем, внутренним убранством, закрепляют обобщающие слова – мебель, посуда, бытовая техника, кухня, гостиная и т.д; дети старшего возраста знакомятся с улицами города, его достопримечательностями, выдающимися людьми, познают, что такое глобус, кто живет на планете Земля и многое другое.
Дети рассматривали карту страны, отмечая её размеры и место расположения Тюменской области и города Тюмени. После этого составили карту-схему города: в начале показали границы микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Время от времени вместе с детьми определяли месторасположение на общей схеме города улицы, на которых живут дети, закрепляя название и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.
Фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр старалась разместить в уголке так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о родном городе, крае: рассматривая наборы открыток с видами Тюмени в наши дни и более ранние годы (до войны, после войны, в период Революции) и видеть постепенное преображение, отражающее разные эпохи.
В игровойдеятельности, использовали сюжетно – ролевые игры, дидактические, настольно-печатные игры: игра-бродилка «Прогулка по городу», «Кто, где живёт» (в городе – горожане, в Тюмени – тюменцы и т.д.), «Собери картинку», «Расшифруй», «4 лишний» и т.д.
В свободной игровой деятельности организовывали тематические постройки улиц, дворовых сооружений для закрепления многих понятий (архитектурной составляющей, конструктивных игровых навыков. Для облегчения задачи и сплочения детского коллектива объединяли ребят в творческие группы, в которых они на время становились проектной группой, в которой кто-то был архитектором, кто-то – инженером-строителем, воплощающими свои фантазии в конкретное произведение. Такого рода занятия способствовали развитию интереса у детей к современным профессиям, самоопределению.
Одним из основных методов работы стала пешая экскурсия «Улицы города» и целевые прогулки, во время которых дети узнавали больше о своем микрорайоне, учились видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивать старое и новое в облике города, видеть, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы.
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляли в творческой деятельности — конструирование из строительного материала «Город будущего»: предела фантазии детей не было. Формировали у детей положительное эмоциональное отношение к тому, что увидели, развивали и обогащали их речь.
Особенно важно было познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой ему в дальнейшем предстоит учиться. При этом не забывали о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного к ней отношения.
Полезной для детей оказалась информация об улице, на которой они живут, а именно: что на ней расположено, как она связана с той улицей, на которой находится детский сад, закрепляя полученные знания детей в непосредственно организованной образовательной деятельности
Результаты не заставили себя долго ждать — дети без труда называли названия улиц, с увлечением рассказывали о своем дворе. Итогом стало оформление альбома детско-родительских рисунков и макетов из различного бросового материала и пластилина по теме «Моя улица, мой двор».
Оформили совместно с детьми карточки площадей, скверов города Тюмени, презентацию тюменских улиц, названных в честь героев города.
В выходные дни дети с родителями побывали в любимых местах города и сфотографировались. На этих фотографиях запечатлены разные моменты (во дворе, у памятников, на площадях во время праздников). Рассматривая фотоснимки, ребята с удовольствием узнавали друг друга, знакомые места, делились впечатлениями.
Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников познакомили детей со славными страницами истории тюменского края, подчёркивая значимость вклада каждого человека в развитие своей страны: говорили об успехах тюменских спортсменов, о том, как хорошо быть сильным и здоровым..
Всё это способствует воспитанию у них интереса, уважение к спорту, как культурному наследию человечества.
Вместе с детьми оформили книжки-малышки «Элита Тюменской области», «Птицы Тюменской области», «Лесные животные», «Нефть и газ», «Сибирские валенки», «Чем богат наш край?».
Педагогами были оформлены детские выставка рисунков, макетов, поделок.
Данная работа по проекту оказалась очень эффективной и актуальной на сегодняшний день. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности, коммуникативные навыки, особенно это важно для наших детей — с задержкой речевого развития. Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с Тюменью: узнали о достопримечательностях и исторических местах нашего города, о значимых событиях, запомнили названия улиц и районов. Стали хорошо ориентироваться в своём микрорайоне (квартале), запомнили свой домашний адрес. Работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.