Мастер — класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в процессе работы с книжной иллюстрацией»
Главная > .Общие новости > Мастер — класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в процессе работы с книжной иллюстрацией»
В рамках работы МО «Школа речи» учителями — логопедами был проведен мастер — класс с педагогами, направленный на умение педагогов использовать иллюстрации художников в работе с детьми по развитию речи.
Уже давно всем известно, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении обучение родному языку — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
К одним из средств развития словаря у дошкольников учёные относят иллюстрацию. Поскольку иллюстрация – это не просто прибавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация, как особое средство для работы с детьми дошкольного возраста служит многим целям. Она воплощает фантазии, возрождает воспоминания, помогает принять участие в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.
Главная сила эмоционального воздействия иллюстрации на детей содержится в образном реалистическом выявлении идей художественной литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Она базируется на образность детского мышления. Иллюстрация проникает в жизнь ребенка тогда, когда он еще не умеет разговаривать и помогает ему погрузится в содержание книги.
Иллюстрации играют значительную роль в накоплении читательского опыта и формировании читательских интересов. В возрасте 5 — 6 лет дети готовы долго разглядывать книжку, рассказывать сообразно картинкам о ее содержании. Любимую книжку, по иллюстрациям, они легко находят среди остальных, запоминают название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям сказок, с наслаждением играют в ролевые игры, базирующиеся на сюжетах сказок, рассказов, а еще часто выдумывают личные сюжетные повороты. Собственные предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочтенных произведений.
Поэтому задача любого взрослого – притянуть интерес детей к иллюстрации, ее художественным образам. Тут немаловажную роль играют вопросы взрослого, которые побуждают малыша внимательнее всматриваться в образ, устанавливать взаимосвязи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог направляет интерес детей на главное, увеличивает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, эмоциями.
Вместе с учителем — логопедом педагоги проиграли несколько приемов по обучению детей правильно смотреть и рассказывать об увиденном.
Все вышеупомянутое выделяет необходимость кропотливого отбора книг и иллюстраций для работы с детьми дошкольного возраста.
Уважаемые родители, предлагаем вам следующие требования и принципы отбора иллюстраций для работы с детьми дошкольного возраста:
иллюстрация должна быть высокохудожественной, реалистичной;
она должна быть связана с содержанием читаемого;
по содержанию она должна быть доступна;
изображения должны быть отчетливо выполнены, обладать четким контуром, правдивы;
по колориту иллюстрации должны быть разнообразными, элементы (части) иллюстрации соединены друг с другом;
картинки в пределах каждой главы и во всей книге должны быть логически и преемственно связаны меж собой;