В методике развития речи дошкольников, использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах.
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины
В подготовительной к школе группе дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра «Подзорная труба».
Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Фотографирование»
Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их.
*обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол — потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами.
* по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;
*окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».
игра «Исследование»
Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.
Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цели:
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Пример рассказа:
«Я беру в руки картофель и чувствую какой он холодный и влажный, потому что земля сырая после дождя. В лицо мне подул прохладный ветерок»
Советы педагогу:
*Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора
*Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
*Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
*Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
Используя различные методические приёмы можно привлечь внимание детей, активизировать речевую способность и повысить интерес к занятию.
14 декабря, 2022 by admin