Вот и закончились долгие семейные новогодние «каникулы».
Сначала родители и дети настраивались на отдых от работы и детского сада, готовились к праздничным мероприятиям, затем отдыхали все вместе от этих мероприятий, придумывая новые (хорошо, если активные, с выходами на природу, в парк, на елки…затем, все дружно старались отдохнуть и подготовиться к предстоящему выходу на работу и на учебу, да в детский сад.
Дети, особенно маленькие, даже те, которые уже давно привыкли к детскому саду, замечательно чувствуют себя дома. Ведь дома, с мамочкой, гораздо лучше.
Десять, а то и больше, дней, проведенных без детского сада — это большой срок. За это время ребенок успевает отвыкнуть от привычного ритма жизни, от детей и воспитателей, и от самой необходимости ходить в детский сад. Поэтому, когда заканчиваются общие семейные зимние каникулы часто бывает так, что у ребенка начинается новая волна нежелания ходить в детский сад.
После новогодних праздников часто звучит вопрос: «Что же такое случилось с ребенком? Он опять не хочет ходить в детский сад. Ведь мы же уже прошли период адаптации. Что происходит?» А происходит новая адаптация к детскому саду. Вхождение в рабочий ритм заново. Вспомните, ведь и многим взрослым тяжело вернуться к работе после новогодних каникул. Чаще всего, гораздо тяжелее, чем после отпуска в летнее время. Тут играет роль и более короткий световой день, и малое количество солнечных дней, и пониженная температура воздуха, и зимняя усталость, авитаминоз, а также отсутствие ярких красок на улице. В такое время года гораздо легче придерживаться одного ритма жизни, поскольку на переход из длительного отдыха в работу тратятся дополнительные силы, а их и так мало зимой.
Дети переживают возвращение к рутинному рабочему ритму более ярко за счет того, что волевые механизмы и эмоциональная регуляция у них еще не такие, как у взрослых, и они не могут пока утешить себя самостоятельно. Не могут объяснить себе: «Эти каникулы кончились. Теперь время возвращаться в детский сад. Но впереди будут еще выходные и опять можно будет поиграть с мамой. Снова будет жизнь в детском саду. Там меня ждут друзья, любимые игры и прогулки. Будничная жизнь не так уж безнадежно скучна». Поэтому объяснять и утешать детей нужно родителям.
Можно посочувствовать, что сложно снова рано вставать, и рассказать, что вам тоже приходится нелегко, и вы понимаете своего малыша очень хорошо.
Вместе поищите позитивные стороны в том, что нужно возвращаться в детский сад.
Вспомните друзей ребенка, игры в которые он любит играть в детском саду, какие-то еще индивидуальные, приятные моменты. Лучше всего начать такие разговоры за несколько дней до конца каникул, чтобы ребенок постепенно привыкал и уже начал адаптироваться к возвращению в детский сад.
С совсем маленькими детьми (2-3 года)
можно не просто разговаривать о детском саде, а играть с игрушками в детский сад. Так, как это делают, когда готовятся туда пойти в первый раз. Так, малыш легче вспомнит про свой детский сад, про режим дня и ваши индивидуальные утренние и вечерние ритуалы.
Постарайтесь за несколько дней до выхода в детский сад вернуться к привычному рабочему режиму сна. Знаю, что это очень тяжело сделать на выходных, но тем самым вы можете себе существенно облегчить первые рабочие дни. Не выспавшийся из-за позднего отбоя ребенок и утренний поход в детский сад первый раз — это может быть большим стрессом для вас обоих.
Таким образом, нежелание ходить в детский сад после каникул, такого замечательно времени, проведённого вместе с родителями, это на самом деле совершенно нормальная реакция ребенка на изменения в жизни.