Ни для кого не секрет, что наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья — это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.
Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ребенке. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить детей отдыхать с пользой. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно их разделяют. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга.
В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдых. Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье.
Роль совместного отдыха детей и родителей.
Одна из семейных ценностей – хороший совместный отдых. Общие развлечения, игры, экскурсии покажут Вам друг друга по-новому и предоставят возможность совершить открытия даже внутри собственной семьи! Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет.
Если такие моменты в жизни Вашей семьи возникают редко, и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:
Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.
Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.
Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.
Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных, игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов), которые позволяют увидеть возможности ребенка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр-театрализаций лучше брать хорошо известные детям сказки. Перед игрой желательно сказку еще раз перечитать, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей. Взрослым следует продумать пути устранения возникающих сложных моментов. Любые замечания нужно строить в форме совета, начиная с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.
Совместных отдых играет важную роль в воспитании детей.
Подвижные игры для всей семьи.
Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа « Лови!», «Беги!», «Стой!».
При знакомстве детей с играми с элементами соревнования взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. В команды подбирают детей объединяя по силам, а для активизации неуверенных, застенчивых детей, со смелыми и активными.
Интерес к играм с элементами соревнованиями увеличивается, если детей одевают в форму капитанов, судью и т.д.
Руководство взрослым подвижной игрой состоит, прежде всего, в распределении ролей. Водящего можно назначить, выбрать с помощью считалки т.д.
Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним, но и усложнить задачи.
При организации подвижной игры следует, придерживаться следующих правил:
Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.
Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.
Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
В играх должны решатся как двигательные, так и обучающие задачи.
Игру нельзя оставлять незаконченной.
Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.
Главная задача взрослых — научить ребенка игра и поощрять игры, самим активно участвовать в детских забавах. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать , что взрослые такие же как и он, им можно доверять .
Предлагаю вашему вниманию подвижные игры для всей семьи. Их можно использовать и на детских праздниках или просто дома, на прогулках и во время участия взрослых во дворовых играх детей.
«Кошки-мышки»
Стулья ставятся по кругу, сиденьями вовнутрь. Половина детей садится на стулья — это «мышки», остальные встают сзади — это «кошки». Одной «кошке» «мышки» должно не хватить, то есть она стоит за пустым стулом. Эта «кошка» подмигивает какой-нибудь «мышке». Задача «мышки»: перебежать на пустой стул к подмигнувшему. Задача «кошки», стоящей сзади: руками задержать ее. Если не удержала — сама подмигивает следующей «мышке». Через некоторое время «мышки» и «кошки» меняются ролями.
«Пятнашки»
Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более. обравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой. Пойманный задерживается таким образом и превращается в «пятнашку,» при этом его имя произносится во-все услышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться. Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно передает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.
«Пустое место»
Цель: Развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим.
Содержание: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
«Змейка»
Цель: Развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Содержание: Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».
«Жмурки»
Цель: Развивать координацию в пространстве. Учиться неподвижно стоять некоторое время.
Содержание: Водящий, закрывает глаза, и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: «Все ко мне!» и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: «Все от меня!» — игроки разбегаются. По команде водящего: «Стоп!» все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т.д., оставляя, по крайней мере, одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим. Как вариант, пойманного игрока нужно еще и отгадать.
«Воротца»
Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции.
Содержание: Пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй — запрещается.
А на третий раз, не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь!
Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.
Бывают у него застои, А иногда оно течёт Ненагружённое, пустое, Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки, И очень краткие часы.